Физкультурные подсказки в работе с детьми

Содержание

1.            Что такое «двигательная активность»?..........................................2

2.            Может ли воспитатель отбирать формы физкультурной работы для  группы по своему усмотрению……………………………….4

3.            Роль воспитателя о организации НОД по физической культуре..4

4.            Особенности девочек и мальчиков………………………………...5

5.            Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ……...6

6.            Самостоятельная двигательная деятельность детей……………...9

7.            Двигательная разминка……………………………………………11

8.            Динамический час…………………………………………………11

9.            Утренняя гимнастика……………………………………………...12

10.            Бодрящая гимнастика после сна………………………………….13

11.            Физкультурные минутки………………………………………….14

12.            Организация и проведение прогулки с детьми  ДОУ…………..14

13.            Прогулки-походы………………………………………………….15

14.            Организация физкультурного уголка в группах………………...16

15.             Жеребьевки,  как «игра перед игрой»…………………………...19

16.            Виды считалок……………………………………………………..20

 

                               Что такое «двигательная активность»?

Двигательная активность (ДА) - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Движение имеет большое значение в раннем возрасте: стимулирование ДА положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка.

В дошкольном возрасте с помощью ДА ребенок приспосабливается к окружающему миру.

Повышенный режим ДА оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка:

O развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат;

O тренирует и совершенствует физиологические функции организма;

O обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений;

O укрепляет потребность в движениях. Регулярная физическая активность способствует:

O повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов;

O предупреждению риска сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости;

O стимулированию здорового образа жизни.  

Оптимальность двигательной активности.

Разные виды деятельности по физкультуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Двигательная активность оптимальна в том случае, когда:

                        основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей;

                        обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и расслабления.

 

             Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности. К ней относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки и т.д.

С целью оптимизации ДА и закаливания в практику ДОУ внедряются дополнительные виды деятельности двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К ним относятся: пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, бодрящая гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на прогулке, прогулки-походы, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимает ОД по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Продолжительность самостоятельной деятельности зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

В двигательный режим также входят дополнительные виды ОД - кружки, секции по разным видам физических и спортивных упражнений и игр; танцы и совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи - рекомендации родителям по организации ДА дома, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.

Наряду с перечисленными видами деятельности по физической культуре большое значение отводится активному отдыху. физкультурно-массовым мероприятиям. К ним относятся: неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе, игры-соревнования.

Может ли воспитатель отбирать формы физкультурной работы для  группы по своему усмотрению.

Воспитатель имеет право по своему усмотрению выбирать формы работы по физическому воспитанию в группе, руководствуясь следующими требованиями:

O все мероприятия (организованные и самостоятельные) составляют определенный двигательный режим, общая продолжительность ДА детей в котором не менее 50-60% периода бодрствования;

O НОД по физическому воспитанию - основная форма обучения и дозированной тренировки систем и функций организма. Разучиваются новые физкультурные упражнения, которые для закрепления и совершенствования затем переносятся в другие формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

O самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями. Если дети по своему желанию свободно и творчески используют движения, разученные в организованных формах работы, значит, они в полной мере их усвоили;

O с детьми, отстающими в двигательном развитии, нужно систематически проводить дифференцированную и индивидуальную работу, которая также входит в систему физкультурных мероприятий.

        Вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном контакте с семьей.

Роль воспитателя в организации НОД по физической культуре.

Воспитатель обязан присутствовать при организации НОД по физической культуре, даже если ее проводит  инструктор по ФИЗО. Воспитатель помогает инструктору организовывать воспитательно-образовательный процесс. Ему необходимо знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения основных движений, технику выполнения, педагогические требования при формировании навыков.   Воспитатель следит за правильностью выполнения задания. При необходимости помогает ребенку действием - направляет, поддерживает.

Обеспечивает участие детей в НОД в соответствии с температурными условиями соответствующей одеждой и обувью, несет ответственность за жизнь и безопасность детей при организации их двигательной деятельности.

Следит за соблюдением гигиенических условий в помещении и на территории, обеспечивает сохранность выделяемого группе физкультурным оборудования и инвентаря.

Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный, воспитатель обеспечивает страховку и отвечает за жизнь и здоровье детей.

Воспитатели должны оказывать посильную помощь физкультурному инструктору при организации физкультурных праздников и досугов, Дней здоровья и д.т,

Особенности девочек и мальчиков.

Особенности девочек

O нужен план, алгоритм, последовательная логическая цепочка,

O легче выполняют типовые задания и после совместного разбора,

O легче дается фонетический разбор, разбор предложений,

O не любят повышенного голоса, даже если учитель громко говорит,

O трудно дается геометрия, география, история – то, где надо использовать пространственное представление,

O лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени,

O в сложных ситуациях малоинициативны,

O не любят соревноваться (работа в группах не по 2, а по 4 человека),

O нужно больше времени для обдумывания заданий,

O более осторожны,

O быстро выбирают лидера,

O все видят и слышат, следят за отметками друг друга. Ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил

 

Особенности мальчиков

O занимают активную позицию, хотят соревноваться на уроке и вне его

O требуют постоянной смены заданий, не терпят однообразия, не любят повторений,

O нужен высокий темп урока, жаждут нового, любят сложные задания

O важен конечный результат их работы;

O менее развито произвольное внимание,

O легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию,

O к алгоритму, правилу, закону должны прийти через собственную работу мысли,

O чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему,

O трудно работать весь урок сидя, дисциплина ниже, чаще нужны физминутки,

O дольше входят в работу,

O лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы,

O в познавательной деятельности идут от сложного к простому,

O не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания, чутко реагируют на ласку,

O не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку,

O  быстрее мирятся, обычно не жалуются, более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому

 

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ.

Формы

работы

Время проведения в режиме дня,

возраст детей

Особенности методики

проведения

Ответствен­ные

1

2

3

4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Остеопати-ческая гим­настика

После сна в постелях каждый день. Старшая и подготовительная к школе группы

«Техническая» простота примене­ния, взаимное до­полнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и вза­имное усиление эффекта

Воспитатель

Фитбол

Один раз в неделю во второй половине дня. Физкультурный и му­зыкальный залы, начи­ная со средней группы

На специальных мячах

Музыкальный руководитель, инструктор по физиче­ской культуре

Ритмика

Один раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный зал, на­чиная со средней груп­пы

По программе И. Бурениной

Музыкальный руководитель

Игровой час (бодрящая гимнастика)

После сна в группе ка­ждый день. Первая и вторая младшие группы

Комплекс, состоя­щий из подвижных игр, игровых уп­ражнений, основ­ных движений

Воспитатель

Динамиче­ские паузы

Во время занятий 2 — 5 мин по мере утомляе­мости детей, начиная со второй младшей группы

Комплексы физ­культминуток мо­гут включать дыха­тельную гимнасти­ку, гимнастику для глаз

Воспитатели

Подвижные и спортив­ные игры

Как часть физкультур­ного занятия, на про­гулке, в группе со сред­ней степенью подвиж­ности, ежедневно. Все возрастные группы

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр

Инструктор по физиче­ской культу­ре, музыкаль­ный руково­дитель, вос­питатели

Пальчико­вая гимна­стика

С младшего возраста индивидуально, с под­группой и всей группой ежедневно

Рекомендуется

детям с речевыми проблемами. Про­водится в любой удобный отрезок времени

Воспитатели

Дорожки

здоровья

После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии

Обучение правиль­ной ходьбе, форми­рование правиль­ной, походки

Воспитатели, инструктор по физиче­ской культуре

 

Кинезотерапия

Один раз в неделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы. Комплексные занятия

Комплексное при­менение различных движений для оздоравливания детей

Воспитатель

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3 — 5 мин в любое свободное вре­мя, в зависимости от интенсивности нагруз­ки, начиная с младших групп

Рекомендуется использование на­глядного материа­ла, показ педагога

Воспитатели

Дыхатель­ная гимна­стика

В разных формах физ­культурно-оздорови­тельной работы, начи­ная с младшего возраста

Проветривание помещения и обя­зательная гигиена полости носа перед проведением про­цедур

— //

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкуль­турные

за­нятия

Три раза в неделю в спортивном и музы­кальном залах, в группе, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад

Инструктор по физиче­ской культу­ре, воспита­тели

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музы­кальном и физкультур­ном залах, в группе. Все возрастные группы

Комплексы подби­раются в соответст­вии с возрастными особенностями детей

Воспитатели

Спортивные игры

(баскетбол)

Один раз в неделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста. Подгруппа

По программе Э.Й. Адашкявичене, «Баскетбол для дошкольников»

Инструктор по физиче­ской культуре

Занятия по здоровому образу жиз­ни

Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое заня­тие по познанию, начи­ная со второй младшей группы

Технологии Л.Ф. Тихомировой «Уроки здоровья»

Воспитатель

Точечный

самомассаж

Сеансы или в различ­ных формах физкуль­турно-оздоровительной работы

Проводится по спе­циальной методике, показан детям с частыми ОРЗ. Ис­пользуется нагляд­ность

Старшая мед­сестра, вос­питатели

Веселые старты

Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музы­кальном залах, на про­гулке, начиная со вто­рой младшей группы

Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражне­ния в заниматель­ной, соревнова­тельной форме

Инструктор по физиче­ской культуре

 

ОФП (об­щая физиче­ская подго­товка)

Один раз в неделю в физкультурном зале, подгруппа одаренных детей. Старший дошко­льный возраст

Сверх программы, упражнения на кольцах, канате, силовые гимнасти­ческие упражнения

— //

Физкуль­турные до­суги, празд­ники

Один раз в квартал в физкультурном и музы­кальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста

Эффективная фор­ма активного отды­ха. Развивает физи­ческие качества, формирует соци­ально-эмоцио­нальное развитие

Инструктор по физиче­ской культу­ре, музыкаль­ный руково­дитель, вос­питатели

СМИ (си­туативные малые иг­ры)

Два раза в месяц в группе в музыкальном и спортивном залах. Младший дошкольный возраст

Ролевая подража­тельная имитаци­онная игра

Воспитатель

Плавание, купание

Один раз в неделю вы­езд в бассейн, начиная со старшего дошколь­ного возраста

Программа «Вос­питание и обучение в детском саду», раздел «Спортив­ные упражнения, плавание»

Инструктор по плаванию, воспитатели

Коррекционные технологии

ЛФК

Сеансы по 10 — 12 заня­тий, начиная со среднем группы по медицин­ским показателям

По специальной методике по пока­заниям отклонений здоровья

Старшая мед­сестра

Арттерапия

Сеансы по 10 — 13 чело­век в группе в музы­кальном зале, в группе. Старший дошкольный возраст

Оздоравливание

психосферы сред­ствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)

Воспитатель

Технология музыкаль­ного воздействия

Сеансы по 10 — 13 чело­век в группе во второй половине дня в музы­кальном зале. Старший дошкольный возраст

Можно использовать спокойную класси­ческую музыку (П. И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы

Музыкальный руководитель

Сказкотерапия

Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц, с помо­щью которых сказка выполняется, как единый двигатель­ный комплекс

Воспитатели групп

Психогим­настика

Один раз в месяц, по 10 — 12 человек в группе в музыкальном и физ­культурном залах, начи­ная со средней группы

Проводится по ме­тодике Е.А. Алябьевой

Воспитатель

 

Артикуля­ционная гимнастика

Два раза в неделю в пер­вой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего до­школьного возраста

Цель — фонемати­ческая грамотная речь без движений

Воспитатели групп

Библиотерапия

Сеансы по 6 — 8 человек в группе, по 10 — 12 заня­тий в музыкальном зале, в группе, начиная с млад­шего дошкольного воз­раста

Лечение книгой, формирование по­веденческой реак­ции

Воспитатель

Технология применения аппликато­ров Кузне­цова

Сеансы по 8 — 10 чело­век в группе, по 10 за­нятий в музыкальном и физкультурном залах, в группе, начиная со средней группы

Проводится строго по специальной методике, показана детям, часто бо­леющим ОРЗ

— //

Массаж с помощью сухого обти­рания

После сна ежедневно в группе или спальне в постелях, начиная со средней группы

Объяснить серьез­ность процедуры и дать детям элемен­тарные знания, как не нанести вред своему организму

Воспитатели

Технология коррекции поведения

Сеансы по 8 — 10 чело­век в группе, по 10 за­нятий в группе, на про­гулке, начиная со сред­ней группы

Программы «По­знай себя», «Давай­те познакомимся»

Воспитатель, психолог

 

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

 

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства. Как его осуществлять?

Двигательный режим в ДОУ складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. 

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты.

O организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

O закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между ОД, на прогулке, после сна, в вечернее время;

O владение    воспитателями    специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуализации. Необходимо:

O наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

O предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство;

O привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

O снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;

O пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

O отдавать предпочтение         пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

O иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

O периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному»;

O обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

 

Двигательная разминка.

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение - предотвращение развития утомления у детей и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой.

Хорошо    организованная двигательная      разминка способствует увеличению ДА детей.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Сбей городок», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий - скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки.

Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 мин), доступны детям с разным уровнем ДА. В конце двигательной разминки можно предложить детям различные дыхательные упражнения.

С целью активизации двигательной деятельности детей советуем одновременно организовать несколько игровых зон в различных местах (групповая комната, спальня, коридор) и предоставлять детям самим выбрать игру.

 

Динамический час.

Основные задачи динамического часа: обеспечение необходимого объема двигательной активности; повышение физической и умственной работоспособности; формирование осознанного отношения и интереса к физической культуре, в т.ч. и самостоятельной деятельности.

Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.

В практике работы используются разнообразные виды и формы проведения динамического часа:

O подвижные игры с разной интенсивностью; игры-эстафеты; сюжетные двигательные задания; командные спортивные игры;

O самостоятельные занятия детей на комплексах и тренажерах и др.

 

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики - создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса.

Задачи утренней гимнастики - закрепить двигательные навыки и умения.

Времени на утреннею гимнастику отводится мало, поэтому пояснения, указания воспитателей должны быть краткими.

Построение, раздачу пособий следует проводить быстро.

Требования к упражнениям:

O известны и хорошо освоены детьми;

O наиболее просты по структуре и координации;

O направлены на формирование осанки и свода стопы;

O должны включать дыхательные упражнения, подскоки.

Комплекс          постепенно          дополняют          упражнениями    с предметами на развитие выносливости, ловкости, координации, гибкости, силы, которыми дети уже овладели.

Виды утренней гимнастики:

O традиционная;

O ритмическая;

O игровая;

O сюжетная;

O с использованием полосы препятствий; • с использованием простейших тренажеров.

O подвижные игры.

Независимо от вида гимнастики необходимо включать ходьбу, бег, перестроение, прыжки, ОРУ.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной - двух недель в зависимости от сложности его содержания. Во время проведения утренней гимнастики возможно музыкальное сопровождение.

 

Бодрящая гимнастика после сна.

          Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной деятельности. Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

         Как и утренняя гимнастика, комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится до 15 минут. Комплекс состоит из нескольких частей:

O разминочные упражнения в постели;

O выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);

O выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика);

O ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам);

O игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами.

         Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

         В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения      осанки.       Большинство      вариантов          комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить          упражнения,       их последовательность         и осознанно выполнять комплекс. При проведении закаливающих процедур длительность гимнастики после дневного сна можно увеличить до 20 минут.Во время проведения гимнастики после сна учитываются      индивидуальные          особенности        детей.

Принуждение исключено!

 

 Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна

1.     Гимнастика в постели.

2.     Ходьба по «тропе здоровья».

3.     Корригирующие         упражнения        на      профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

4.     Массаж махровой рукавицей.

5.     Дыхательная гимнастика.

6.     Упражнения для глаз.

7.     Водные процедуры.

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления.

 

Физкультурные минутки.

Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

Физкульминутка проводится ориентировочно на 8 - 12 минуте от начала НОД, в течение 2-3 мин. Рекомендуется проводить начиная со средней группы.

Физкультминутки могут проводиться в форме ОРУ, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Действие может сопровождаться текстом.

После кратковременного активного отдыха внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала.

Не следует считать, что физкультминутка является обязательной на каждом занятии. На некоторых занятиях, таких как лепка, аппликация, рисование физкультминутка может отвлечь от творческих замыслов.

          Организация и проведение прогулки с детьми  ДОУ.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.

Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект.

Прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Важно соблюдать все 5 этапов организации прогулки: наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.      Наблюдения. В планах указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится; наблюдения за живыми и неживыми объектами; наблюдения за явлениями окружающей действительности

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда - индивидуальные, групповые поручения, коллективный труд.                                                            Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.                                                                                                           Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.                                                                                                           

 Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойной ОД (рисование, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурной и музыкальной ОД   рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры: малоподвижные, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью. В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10-15 новых игр.                                                  

 

Прогулки – походы.

                                                  

           Прогулки — походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности детей, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их ДА, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.

Пешие прогулки - походы могут включать все или часть предлагаемых составляющих:

O переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

O наблюдение в природе и сбор природного материала;

O беседа с использованием художественного слова и разных слов к детям;

O выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, насекомых, зверей);

O подвижные и дидактические игры;

O комплекс игр и физкультурных упражнений;

O комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимый в игровой форме;

O упражнения на природной полосе препятствий;

O самостоятельные игры;

O игровые упражнения, подобранные с учетом уровня развития ДА детей.

       Прогулки - походы могут быть разные, в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в

медленном и среднем темпе и т.д. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

         В проведении прогулок - походов кроме воспитателей групп могут принимать участие инструктор по физической культуре.

         Организуйте прогулки - походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурную ОД, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной ДА.

               

                 Организация физкультурного уголка в группах.

 

Главная цель физкультурного уголка

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

 

Требования к физкультурному уголку

·         Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой. 

·         Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

·         Уголок должен   быть эстетически оформлен.

·         Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

·         Наличие символик физкультуры и спорта.

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.  В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

 Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

 

Комплектация уголков

1. Теоретический материал

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

2. Игры (средние и старшие группы):

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер (средний и старший возраст).

5. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

- бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцебросс;

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы);

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

- корзины для игр с бросанием;

- мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

- кегли;

- нестандартное оборудование.

8. Выносной материал (по возрасту детей):

- мячи резиновые;

- мяч футбольный (средний и старший возраст);

- бадминтон (старший возраст);

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.

9. Наличие бубна для  проведения утренней гимнастики

 

                            Жеребьевки,  как «игра перед игрой».

 

Жеребьевки предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды.   Сам процесс формирования двух команд будет для детей увлекательной «игрой перед игрой».

 Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду яблоко, а ты апельсин». Среди всех ребят выбираются две капитана. Один будет лидером одной команды, а другой – второй команды.
Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум капитанам: «Яблоко или апельсин?» В зависимости от того, что выбрали капитаны, игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора. С помощью таких жеребёвок можно закреплять с детьми названия деревьев, цветов, фруктов, овощей и т.д.

Мериться на палке.
Берется палка (от метра и более). Один из играющих берётся правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку берутся второй, третий и т. д. Когда все участники жеребьёвки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

Метка.
На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят метку и, свернув, перемешивают в мешочке (или детском ведёрке). Водит тот, кто вытянет отметинку.

Карточки.
Также для жеребьёвки можно использовать цветные карточки (например, красный, жёлтый, зелёный для игр и эстафет по правилам дорожного движения), карточки с изображением сказочных персонажей (для деления детей на команды).

      Современные дети редко пользуются жеребьевкой, и очень жаль, ведь умение быстро сконструировать самому остроумную или живописную формулу для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического уровня ребенка.

 

Виды считалок.

Более распространенным способом распределения ролей в игре являются считалки. Происхождение считалки связано с особым видом древней иносказательной речи – с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет добытой дичи или приплода скота, поэтому наши предки изобрели форму косвенного пересчета.

Считалки бывают разные:
1) Считалки с выбором.
Наиболее известна из них следующая:
На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчёта будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей – говори поскорей,
Не задумывайся!

      Тот, на кого пришлось последнее слово, называет число (от 1 до 10) и считалочка продолжается до числа, которое назвал ребёнок.

      Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй — до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха, развивают внимание.
2) Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания.
Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти.
«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

3) Считалки с числами.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».


«Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть
Небо, звёзды, луг, цветы
Ты пойди – ка поводи!»


«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»


4) На Кулачках.
Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали «куку — мак!»
Отжимай один кулак.


Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду,
Все кричали «куку — мак!»
Убирай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчёт повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба — выходит (или водит).

5) Эстафета считалок.
Сначала идет все как обычно: все дети стоят кружком. Один из них считающий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.
Теперь начинаются отличия. Тот ребёнок, на которого указывает палец ведущего, не выбывает, а наоборот принимает эстафету и сам становится считающим. Прежний выбывает из круга, а новый начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.
Расчёт идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек — он и будет водить в предстоящем задании.

     Дети знают много считалок и чаще всего с их помощью выбирают ведущего в играх. Этот же приём можно использовать на занятиях. Чтобы поднять активность детей, превращаем занятие в игру. В таком случае выбор ведущего всегда справедлив.

     Таким образом, там, где находится место играм со считалками, всегда царит хорошее настроение, а это – залог успешной работы в процессе воспитания и обучения детей. В педагогическом процессе есть моменты, когда считалки помогут быть справедливым. Кроме организации игры, педагоги могут использовать считалки при выборе ребенка, который выполнит или возглавит определенную работу, когда многие хотят выполнить интересное и почетное задание.