Физкультурная грамотность

Содержание

     1.            10 правил и советов…………………………………………….2

     2.            Физическая готовность детей к школе………………………..3

     3.            Подвижность детей……………………………………………..5

     4.            «Почему?» в двигательном развитии детей 4-5 лет?...............6

     5.            Темперамент вашего ребенка и спорт…………………………7

     6.            Как выбрать вид спорта?............................................................9

     7.            Чего нельзя делать в дошкольном возрасте!............................11

     8.            Для чего нужна спортивная форма в детском саду?...............12

     9.            Здоровые стопы. Детская обувь……………………………….15

 10.            На зарядку становись!................................................................16

 11.            Тесты…………………………………………………………….17

  

10 правил и советов.

 

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.

     

              Соблюдайте режим дня!

              Обращайте больше внимания на питание!

              Больше двигайтесь!

              Спите в прохладной комнате!

              Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

               Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

              Гоните прочь уныние и хандру!

              Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

              Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

              Желайте себе и окружающим только добра!

 

 Это касается всех нас, а в первую очередь наших детей! 

Десять советов родителям

Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» – всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку -поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей – не должно быть противоположных распоряжений (мама – «хватит бегать»; папа – «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желание и мнения.

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».

Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.

 

Физическая готовность детей к обучению в школе.

 

Как определить готовность ребенка до поступления в школу? Доказано, что у неготовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит адаптация, приспособление к школе, у таких детей в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья. 

Специалисты отмечают , что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%. Они связывают такое положение с ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей. Настораживает и тот факт, что среди «школьно-незрелых детей седьмого года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек. Справедливости ради следует сказать о том, что среди детей с различными формами «школьной незрелости» больше детей, не посещающих ДОУ. Исследования показали, что ДОУ помогает нивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие здоровья детей. Это говорит о том, что дошкольное воспитание не утратило свою значимость. 

Под физической подготовленностью детей к школе понимается соответствие развития движений требованиям программы воспитания и обучения. 

Задания, направленные на выявление физической подготовленности детей к обучению в школе. 

Выявление показателей правильности развития основных движений по Е.Г. Леви-Гориновской. Овладение детьми школой мяча: бросание, ловля, забрасывание мяча в баскетбольную корзину, ведение мяча, различные манипуляции с мячом.  

u «Челночный бег» - 10м х 3  

u Бег с высокого старта - 10 м 

Измерение способности удерживать равновесие. Модифицированная поза М.И. Ромберга: стойка на полу, носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги; стопы расположены на прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги; руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед (взгляд ребенка фиксирован). 

u Простоять в позе руки по швам 15 секунд; 

u Вытянуть руки вперед, простоять еще 5 секунд; 

u Закрыть глаза и простоять в данной позе еще 15 секунд. 

Ошибкой и прекращением выполнения заданий считается схождение с места, поворот, переступание, смещение пятки или носка с линии, сильные покачивания из стороны в сторону. 

Оценка координации движений. Выполнение заданий во время ходьбы: 

u Шаг левой ногой, правая рука вверх, шаг правой ногой, левая рука вверх, правая на плечо, левая на плечо, правая рука вниз, левая рука вниз и т.д

u Во время ходьбы перекрестная смена положений рук: руки в сторону, вверх, на плечи, на пояс.


Подвижные игры. 
Выяснить знание детьми названий подвижных игр, их количество. Умение детей организовывать знакомые им подвижные игры. Объяснять их. 
Умение придумывать варианты подвижных игр. 

 

 Подвижность детей.

 

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно пятую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как, кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями.

  Чрезмерная         подвижность       является     сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Дети отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью.

Высокая ДА быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться    на      спокойные          виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.

Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно V2 группы или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их ДА саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

 

Организм малоподвижных детей наиболее уязвим. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность не требующих активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями.

Малая подвижность - фактор риска для ребенка, она объясняется, как правило, его нездоровьем, отсутствием условий для движений, неблагоприятным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями.

 

Следует ли ограничивать в движениях чрезмерно подвижных детей?

 

Иногда считается, что надо сдерживать, ограничивать

в движениях детей большой подвижности. Не делайте этого! Руководство здесь выражается не в снижении ДА, а в регулировании интенсивности движений.

Пусть по времени дети двигаются как можно больше -

важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Детей надо специально учить точным движениям:

u метанию в цель;

u прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.);

u ловле мяча.

Особенно полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, О.Р.У. на ограниченной площади.

Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.

 

«Почему?» в двигательном развитии детей 4-5 лет?

 

Удивительный мир детей - «почемучек» требует такой системы формирования ДА, в которой естественное место заняли бы детские вопросы. Для этого нужно продумать специальные ситуации, где предметно-игровая среда помогает ребенку ответить действием на вопрос взрослого, а затем научиться задавать вопросы сверстникам.

Пусть дети пробуют отгадать двигательные загадки:

u для какого движения какая подходит дорожка (построить узкую, широкую, извилистую, наклонную и т.д. дорожки; мостик узкий и широкий, прочный и качающийся), и проверить движением;

u как построить такую дорожку, когда для ходьбы потребуется помощь товарища;

u какие предметы можно использовать для того, чтобы перейти «болото»;

u если 2-4 детей построят каждый свою дорожку, то сколько будет всего дорожек? Как интереснее ходить: по одинаковым дорожкам или по-разным;

u при ходьбе по дорожке что может делать язычок (петь, считать, щелкать) туловище, глаза;

u какие «ворота» можно построить «из себя» (стать ноги врозь, на

u четвереньки, «мостик»), чтобы прокатить мяч;

u может ли воздушный шарик прокатиться по наклонной дорожке до конца;

u какой мяч (тяжелый или легкий) дальше покатиться по наклонной дорожке? Покатится ли кубик, кегля, мешочек с песком?

 

Темперамент вашего ребенка и спорт. 

 

Не секрет, что занятие спортом для ребенка – шанс вырасти не только крепким и здоровым, но и умным и разносторонне развитым человеком. И, думаю, не надо объяснять, что, занимаясь в различных кружках и секциях, ребенок обретает не только интересное увлечение, но и верных друзей! Но какой вид спорта может увлечь именно вашего ребенка, какой окажется наиболее подходящим, а не в угоду родительским амбициям? Подсказка: ориентируйтесь на темперамент ребенка!

  

        Темперамент ребенка определить довольно просто – достаточно получше к нему приглядеться. А многим и приглядываться не нужно – вы ведь и так знаете своё чадо «наизусть». И, тем не менее, азы напомнить не помешает.

Ребенок – Меланхолик.

        Ребенка-меланхолика узнать легко: это, пожалуй, самый неспортивный темперамент из всех четырех. Меланхолик очень не любит всяческие перемены и с трудом к ним приспосабливается. Играет в одни и те же игры, но зато глубоко их изучает. Базовый запас уверенности в себе и в мире у него накапливается с трудом, поэтому ребенок-меланхолик держится за мать до последнего. Он долго «раскачивается» и довольно быстро утомляется, часто плачет. Подросший меланхолик может стать вполне активным человеком, однако перемены он все равно недолюбливает. Может, поэтому спортом меланхолики занимаются редко, особенно активным.

Какие виды спорта подходят для ребенка-меланхолика?

Человек с таким темпераментом – уравновешенный и трезвомыслящий. Ему как никому другому подойдут виды спорта, в которых нужно целиться: это и стрельба, и метание диска. Ребенку-меланхолику могут очень понравиться танцы – это отличный шанс выразить себя. Хорошо ладит меланхолик с животными, поэтому верховая езда подойдет как ничто другое. Ну а если все вышеперечисленное для вас не подходит, подарите меланхолику симпатичного щенка: собака будет ежедневно выгуливать вашего ребенка.

Ребенок – Холерик.

        Холерик – неуравновешенный, но сильный тип темперамента. Он быстро загорается, также быстро остывает, рутина ему очень надоедает. Часто раздражается. Ребенку-холерику всё надо. Он все время что-то делает, куда-то лезет, ничем долгое время не занимается, все разбрасывает, а споры с детьми предпочитает решать кулаками.

Какие виды спорта подходят для ребенка-холерика?

Ребенку-холерику спорт просто необходим: ему как никому другому нужно куда-то девать свою неуемную энергию! Однако ему необходим и контроль, поэтому обязателен мудрый наставник – тренер. К выбору тренера надо подойти особенно тщательно. Дети-холерики тяготеют к командным, энергичным и агрессивным видам спорта. Футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол, бокс и так далее – все это для него.

Ребенок-Флегматик.

        Сильный, уравновешенный, спокойный – вот характеристика темперамента флегматика. Ребенок-флегматик – это очень удобный ребенок: он хорошо спит, хорошо ест, хозяйственный, рассудительный. Однако он довольно медлителен и «на лету» знания не схватывает. Ему надо время, чтобы чему-то научиться, но если уж что-то выучит, то на совесть. Торопить его не следует, так как флегматик может потерять уверенность в себе.

Какие виды спорта подходят для ребенка-флегматика? 

Флегматиков привлекают интеллектуальные виды спорта: бильярд, гольф, шашки, шахматы – здесь они могут проявить себя, продумывая комбинации ходов и рассчитывая силу удара. Еще одно качество флегматиков – выносливость – сослужит им хорошую службу, если они займутся бегом, роликовыми коньками, лыжами, велосипедной ездой, скейтбордом, плаванием и так далее. Обратите внимание на восточные единоборства: они неторопливы, полны философии - в общем, детям-флегматикам они подходят как ничто другое.

Ребенок – Сангвиник.

        Сангвиник – уравновешенный и спокойный темперамент. Дети-сангвиники – довольно подвижные, легко вступающие в контакт с другими детьми. Отличительная черта: сангвиники болтливы.

Какие виды спорта подходят для ребенка-сангвиника?

У детей-сангвиников – быстрая реакция, поэтому они могут заниматься любым видом спорта. Это дети очень любопытны, им все интересно, и поэтому их может привлечь любой вид спорта. Но наибольших высот они достигают все-таки в командных видах спорта, так как быстро находят общий язык с членами команды.

Как выбрать вид спорта?

 

  Спортивные традиции в нашей стране достаточно глубокие, а сейчас, по счастью, у нас постепенно утверждается мода на здоровый образ жизни. Так что выбор спортивных секций, школ и клубов достаточно велик.

Командные игры

Этот вариант лучше всего подойдет открытым для контакта, общительным детям. Или же, наоборот, малышам, нуждающимся в развитии этой черты характера. Не будем останавливаться для перечисления всех видов. Отметим только, что несмотря на то, что понятие спортивного равноправия в области командного спорта никто не отменял, тем не менее существуют определенные ограничения для представительниц слабого пола. Девочкам обычно рекомендуют попробовать себя в баскетболе, гандболе, волейболе, но отдавать малышку, например, в женский хоккей большинство даже увлеченных этим видом спорта родителей считают нецелесообразным.

Многие мальчишки с удовольствием погоняют в футбол или побросают мяч в баскетбольную корзину. Так что, если у вас нет четких приоритетов среди спортивных видов, возможно, стоит начать именно с этих. Профессиональные тренировки начинают обычно с 5 лет.

Как правило, мальчишкам нравится много движения и общения, да и к тому же в футбол, как и в хоккей, у нас в стране «играют настоящие мужчины».

Водные виды спорта

Вот эта стихия, без преувеличения, подходит всем без ограничения. Еще не научившиеся ходить малыши именно здесь постигают спортивные азы. Сами родители, отправляя ребенка в секцию плавания, прыжков в воду, синхронного плавания или водного поло, часто аргументируют свое решение тем, что именно благодаря спортивным водным процедурам у детей вырабатывается хорошая осанка и крепкие мышцы. Да и сам факт, что чадо научится плавать и чувствовать себя как рыба в воде, не оставляет многих родителей равнодушными. Что уж говорить о роли закаливания!

Гимнастика

Она может стать первой ступенью в занятиях любым другим видом спорта (не зря ее называют матерью всех спортивных занятий), и начинать тренировки можно уже с 3 дет.

Вот куда специалисты смело рекомендуют родителям отдавать детей. Ведь этот вид спорта развивает практически все: осанку, координацию, мышцы, характер, грацию, стройность. Особенно гимнастика любима и популярна среди девочек. Кроме того, гибкость, сформированная во время занятий, сохраняется у девочки на всю оставшуюся жизнь, придавая походке легкость и грацию.

Фигурное катание.

        Очень красивый и зрелищный вид спорта, которым легко увлекаются и мальчики, и девочки. Но, фигурное катание относится к наиболее сложным видам спорта, поэтому нужно настроиться на то, что не все сразу будет получаться, как хотелось бы. Именно здесь особенно сильно чувствуется жесткая конкуренция. Безусловно, хорошо развиваются мышцы ног и рук, как у парников, так и сольных танцоров на льду, координация, грация. Но фигуристам приходится много работать не только на катке, но и в зале – над хореографией, также необходимы индивидуальные тренировки.

Теннис.

        Во время занятий работают практически все группы мышц, хорошо развивается координация движений. Теннис (а вернее, регулярные соревнования) также помогает выработать у ребенка столь необходимые в жизни качества, как упорство и настойчивость. Теннис не терпит пренебрежения. Для серьезного овладения техникой надо заниматься 2-3 раза в неделю, а количество детей в группе при этом должно быть не более 4-5. Время от времени также необходимы индивидуальные тренировки.

Боевые искусства.

        Сюда относятся дзюдо, самбо, карате, айкидо, ушу и еще множество вариантов единоборств. Эти виды спорта развивают координацию движений, мускулатуру, учат ребенка быстро реагировать и правильно падать. Девочки занимаются боевыми искусствами с неменьшей охотой, чем мальчики. Это неудивительно: в наше время умение постоять за себя очень полезный навык.  Однако надо быть готовым к тому, что после тренировок неизбежны синяки.

Танцы.

        Хотите найти более простой и безопасный путь приобщения вашего ребенка к спорту? Начните с обычных танцев. К танцам относятся: спортивные танцы, аэробика, разновидности современных танцев. Кто знает, может, это призвание вашего ребенка?!

Это очень важно!

        К выбору вида спорта нужно отнестись предельно внимательно. Важно, чтобы он соответствовал характеру ребенка. Нельзя давить на ребенка, через силу заставлять его ходить в спортивную секцию, ведь спорт должен приносить радость. Прежде всего, внимательно присмотритесь и прислушайтесь к своему чаду. Ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов его склонности и бороться с природой, пытаясь на свое усмотрение «улучшать» ребенка. Не стоит корить ребенка, если он, полгода проходив в секцию, вдруг решительно откажется продолжать занятия. Сначала попробуйте разобраться в ситуации. Возможно, дело не в самом спорте, а в социально-коммуникативных отношениях внутри коллектива. Ведь для детей важны не только занятия, но и общение, прежде всего игры. А может быть, ребенок не смог найти с тренером общий язык. Психологи считают, что дети часто лет до 10 не могут определиться, какому же виду спорта им хотелось бы посвятить себя.

Не принуждайте, не ломайте, не насилуйте ребенка. Занятия по принуждению эффекта не дадут. Более того – они могут спровоцировать травмы, а оно вам надо? Пусть ребенок получает от спорта удовольствие!

Прежде, чем ребенок выберет какой-то «свой» вид спорта, может потребоваться много времени. Пусть он позанимается немножко тем, немножко этим – предоставьте ему свободу выбора!

И самое главное - не гонитесь за спортивными достижениями ребенка. Помните, что он занимается спортом, чтобы укрепить здоровье, все остальное – вторично!

Чего нельзя делать в дошкольном возрасте!

u Нельзя навязывать упражнения, которые явно не нравятся малышу.

u Занятия должны находить эмоциональный отклик в душе ребенка, тогда и результаты будут налицо.

u Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти – обязательно целиком за предплечье, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра.

u Не рекомендуются дошкольникам висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и плечевой пояс.

u Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребенок упирается коленями или легко достает опоры носками ног, но не позволяйте малышу раскачиваться в висе, если он не сможет в любой момент встать на ноги!

u При  лазании не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать. Только когда малыш овладеет лазанием в совершенстве, можете позволить ему подниматься и выше.

u Избегайте односторонности в воздействии, включайте в работу мышцы – антагонисты.

u Не рекомендуется выполнять упражнения на тренажерах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых. 

u Так, к смещению позвоночных дисков может привести выполнение вращательных упражнений вправо – влево на популярном диске «Здоровье».

u Не разрешайте малышу совершать спрыгивание с высоты более 20 см в три года и 40 см в семь лет.

u Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу или в спортивной обуви.

 

Не соблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника

и мощному сотрясению внутренних органов!

 

А эта рекомендация папам,

которые слишком рано хотят сделать из своих сыновей мужчин.

      Однажды в тренажерном зале молодой отец приобщал маленького сына к спорту, заставляя подтягиваться на перекладине, расположенной на высоте 2 м от пола.

     Бедный «маленький мужчина», глотая слезы и закусив губы из последних сил поднимал себя снова и снова.

     А потом в изнеможении упал на маты и с завистью поглядывал на соседского мальчишку – одногодка, который весело бегал за папой по залу между снарядами, ловко перепрыгивая через лежащие на полу блины от штанги».   

Всему свое время. Не стоит форсировать развитие ребенка. Идите навстречу тем новообразованиям, которые появляются у малыша и создавайте для этого условия!

ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ В РАДОСТЬ!!!

 

Для чего нужна спортивная форма в детском саду?

 

Как спортивная форма влияет на здоровье детей? И какой форме лучше отдать предпочтение?

Значимость спортивной формы.  Наличие формы позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно в психологическом плане. Надевая спортивную форму, ребенок настраивается к занятиям, что повышает эффективность физических нагрузок. Особенно хорошо, если в детском саду приняты требования к единой форме спортивной одежды. Это дисциплинирует воспитанников ДОУ уже на начальном этапе и прививает им чувство одной команды. Профилактика детского травматизма – это одна из важнейших задач современного общества, которая достигается за счёт соблюдения техники безопасности на занятиях физкультуры .Кроме того, наличие спортивной формы, подбор одежды и обуви отражается на работоспособности дошкольника. 

Требования к спортивной форме

Рассмотрим требования, которые предъявляются к спортивной форме воспитанников ДОУ:

1) Спортивная детская одежда должна быть лёгкой, удобной, без излишней фурнитуры, соответствующей погодным условиям. Материал желательно натуральный, дышащий. Шорты не ниже колен, неширокие. Некоторые дети приходят на занятия в бриджах, но эта одежда мешает делать прыжки и растяжку.

2) Все завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно одеть и снять спортивную форму.

3) Пояса и резинки не должны туго перетягивать живот.

4) Бельё не должно иметь грубых швов, предпочтение следует отдать нижнему белью из натуральных материалов.

Требования к спортивной обуви:

1)Обувь должна поддерживать стопу при активных движениях: с амортизирующей подошвой и застёжками (липучки либо шнурки, позволяющими добиться идеального облегания ноги с учётом индивидуальных анатомических особенностей стопы.

Для полноценного физического развития ребёнку нужно учиться бегать, прыгать, лазать и ползать. Поэтому родители должны понимать, что для занятий физкультурой необходимо футболка, шорты, чешки, носочки для занятий в помещении, а также спортивная одежда и обувь для занятий на улице.

2) Спортивная обувь должна иметь минимальную массу, а ее низ обладать амортизирующей способностью: при восприятии нагрузки часть ее поглощать, а часть рассредоточивать по площади опоры.

Важно соответствие обуви размерам стопы. Так, ограничение подвижности пальцев стопы в обуви с зауженной носочной частью приводит к большим усилиям при беге, уменьшению устойчивости и большой вероятности падения ребёнка. Недостаточная длина обуви приводит к сгибанию пальцев стопы и их натиранию. А в чрезмерно свободной обуви стопа теряет устойчивость, может подвергаться повреждениям связочного аппарата и суставов.

Родителям необходимо учитывать: если в начале учебного года обувь ребёнка была ему в пору, то спустя полгода, кеды или кроссовки могут стать малы и будут доставлять большой дискомфорт при движении.

3) Лучше покупать обувь у проверенных, зарекомендовавших себя производителей. Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух: кожи, замши, текстиля. Не допускается обувь из синтетических материалов. Внутренняя поверхность обуви не должна иметь грубых швов или неровностей.

Такие требования к спортивной форме обусловлены не только удобством и безопасностью для ребёнка, но и элементарными правилами физиологии дошкольника.

Во время физических упражнений у ребёнка повышается потоотделение. Поэтому, надев спортивные шорты на колготки, воспитанник не получает должной теплоотдачи, что ведет к перегреву организма в целом. Этим и объясняется требование надевать носочки и шорты при проведении уроков физкультуры. То же касается и обуви. В ботинках из кожзаменителя или синтетики нога ребёнка перегревается, излишне потеет, что вызывает натирание и может спровоцировать развитие грибка.

Уход за спортивной формой

Особое внимание я хочу уделить стирке и уходу за одеждой ребёнка на занятиях физкультурой. Постоянная смена и чистка спортивной формы – важное условие в формировании гигиенических навыков у ребёнка.

На практике доказано, что при загрязнении одежда становится тяжёлой. Например, при 10-дневной носке без стирки вес носок увеличивается на 10-11%. В такой одежде резко возрастает количество микробов, а тепловые и гигроскопические свойства ткани снижаются.

Поэтому бельё, носки и колготки рекомендуется менять ежедневно. Спортивную форму следует стирать при каждом загрязнении. При отсутствии видимых загрязнений спортивную форму ребёнка рекомендуется стирать раз в неделю. Для стирки следует использовать специальные средства или детское мыло. Загрязненную и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом месте. 

 Здоровые     стопы. Детская обувь.

 

1. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы.

2.Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы. При этом нарушается походка.

3. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы.

4.Слишком мягкая подошва также не допустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жёсткому грунту, асфальту или полу.

5.Каблук. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положение. Высота каблука не должна превышать 5 – 10 мм.

6.Фиксированный задник. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие, фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

7.Прочная фиксация в носовой части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возникает угроза травматизации пальцев.

8. Хорошая вентиляция обуви. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутри обувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви.

           

Если все требования к детской обуви будут учтены, дорогие родители, поверьте, у вас будут здоровые дети. Передвигаясь в правильной обуви, ваши дети не будут уставать, полюбят длительные пешие прогулки, походы и вырастут сильными и закалёнными людьми.

           

  Конечно же, не обойтись без упражнений, направленных на предупреждение плоскостопия. Вот некоторые простейшие упражнения, которые вы можете делать дома вместе со своими детьми:

Лёжа на спине - одновременное сжимание и разжимание пальцев рук и ног с последующим растопыриванием пальцев; круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами; круговые движения стопами внутрь и наружу.

Сидя на полу, руки в упоре сзади – катание каждой стопой малого мяча, палки.

Стоя - подъём на носки, на пятки; разведение пяток и носков; ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.

Упражнения в ходьбе – ходьба на носках, на пятках, на наружном крае стопы; ходьба по неровным поверхностям; собирание пальцами ног мелких предметов, рассыпанных на полу и др.

На зарядку становись!

Утренняя зарядка – что нужно знать о ней, чтобы она приносила радость и положительный эффект?

Во-первых, не следует путать эти два понятия – утренняя зарядка и физическая тренировка. Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она не предназначена для того, чтобы тренировать организм.

Во-вторых, утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Этот вид физической деятельности призван усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость.

В-третьих, в качестве исходных положений используются положения, сидя и лежа. То есть, можно начать делать утреннюю зарядку не вставая с постели. Выполнять упражнения нужно медленно и без резких движений. Утренняя зарядка, а точнее ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем при дневных тренировках. В целом утренние физические нагрузки не должны вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.

С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений. Первыми выполняются упражнения дыхательного типа для плечевого пояса. Например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или хлопки ладонями на уровне груди или за спиной.

Упражнения для мышц спины и живота и развития гибкости позвоночника. Например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими, такими как дыхательные.

Затем должны снова идти упражнения, способствующие расширению грудной клетки. Например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.

Упражнения с большей нагрузкой, например наклоны и приседания, выполняются по два-три подхода.

После всех упражнений нужен кратковременный, секунд 10–15, бег или подпрыгивания. Заканчивают гимнастику ходьбой на месте, во время которой стараются нормализовать дыхание.

 

Тесты.

Тест для родителей

на определение склонностей, способностей ребенка.

 

Нравится ли ребенку:

1.           Выполнять задание на сообразительность.

2.           Слушать или читать самостоятельно сказки.

3.           Музицировать.

4.           Заниматься физкультурой.

5.           Выполнять различные задания взрослых вместе со сверстниками.

6.           Слушать рассказы о природе.

7.           Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить).

8.           Играть с техническим конструктором.

9.           Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми словами.

10.      Рисовать самостоятельно.

11.      Играть в подвижные игры.

12.      Играть вместе с другими детьми.

13.      Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями и животными.

14.      Ходить в магазин с родителями (или самостоятельно) за продуктами.

15.      Слушать или читать книги о технике.

16.      Играть в игры с отгадыванием слов.

17.      Сочинять истории, сказки, рассказы.

18.      Соблюдать режим дня, делать зарядку.

19.      Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20.      Иметь дома рыб, птиц, животных.

21.      Убирать за собой книги, карандаши, игрушки.

22.      Конструировать или рисовать проекты самолетов, кораблей.

23.      Знакомиться с историей, посещать исторический музей.

24.      Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься художественным творчеством.

25.      Играть вместе со сверстниками на улице и дома.

26.      Рассказывать детям что-нибудь интересное.

27.      Ухаживать за домашними животными.

28.      Помогать делать уборку в квартире.

29.      Считать самостоятельно, заниматься математикой.

30.      Знакомиться с общественными делами, международными событиями.

31.      Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.

32.      Заниматься спортом в секции и кружках.

33.      Помогать другим людям.

34.      Ухаживать за растениями, выращивать цветы, сажать деревья.

35.      Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

 

Родители заполняют следующую таблицу:

 

1

2

 

3

4

5

 

 

6

7

8

9

 

10

11

12

 

 

13

14

15

16

 

17

18

19

 

 

20

21

22

23

 

24

25

26

 

 

27

28

29

30

 

31

32

33

 

 

34

35

 

Если ребенку нравится вид деятельности – ставится «+», очень нравиться «++», не нравится «-».

 

Обработка данных.

Большее количество плюсов соответствуют следующим склонностям, интересам ребенка (считать по столбикам)

1 столбик – техника и математика

2 столбик – гуманитарная деятельность

3 столбик – художественная деятельность

4 столбик – физкультура и спорт

5 столбик – коммуникативные интересы (направлены на общение)

6 столбик – явления природы

7 столбик – домашний труд

 

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ УСЛОВИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЕЙ  ВОСПИТАННИКОВ ДОУ.

(по В.Г. Алямовской)

     1.            Ваш ребенок в семье: а) первый; б) второй; в) третий?

     2.            Если бы была возможность, Вы завели бы еще ребенка: а) да; б) нет; в) не уверены?

     3.            О ком мечтает Ваш малыш? а) о сестричке; б) о братике; в) не хочет других детей; г)________________________________________________________

     4.            Вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий: а) да; б) нет; в) не помешало бы?

     5.            Вы проживаете в одной квартире с родственниками: а) да; б) нет?

     6.            Это родственники: а) мужа; б) жены?

     7.            У Вас есть загородный дом или садовый участок с домиком: а) да; б) нет?

     8.            Вы гуляете вечером с ребенком после того, как заберете его из  детского сада  а) да; б) нет; в) иногда?

     9.            Кто преимущественно гуляет с Вашим ребенком: а) муж; б) жена; в) старший ребенок;  г)  другие члены семьи?

 10.            Вы считаете, что вечером гулять с ребенком необязательно, так как он достаточно бывает на свежем воздухе в детском саду: а) да; б) нет;   в) затрудняюсь ответить?

 11.            Вы ежегодно вывозите ребенка на море или в загородную зону: а) не вывозим; б) ежегодно; в) иногда?

 12.            Вы гостеприимны, к Вам часто ходят гости: а) да; б) нет; в) не совсем?

 13.            Ваш ребенок находится среди гостей: а) да; б) не всегда в) нет?

 14.            Кто в Вашей семье курит: а) муж; б) жена; в) оба; г) другие члены семьи; д) все?

 15.            Член семьи курит: а) за пределами квартиры; б) в специально отведенном месте; в) где хочет?

 16.            Посещаете ли Вы тренажерные залы, спортивные комплексы, фитнес-центры и т.д.: а) да; б) нет; в) иногда?

 17.            Вы не посещаете спорт клубы,  фитнес-центры и т.п. по причине: а) недостатка времени; б) недостатка средств; в) не видите необходимости?

 18.            Вы любите плавать: а) да; б) нет; в) не умею?

 19.            Сколько раз Вы с семьей в среднем бываете летом на пляже: а) 1 раз в неделю; б) 2 раза в неделю; в) больше; г) не бываем вообще?

 20.            вы ходите с семьей в бассейн: а) да; б) нет; в) редко?

 21.            Ваш ребенок смотрит телевизионные передачи: а) вместе со всеми; б) только детские?

 22.            У Вашего ребенка отдельная комната: а) да; б) нет?

 23.            Ваш ребенок находится в одной комнате: а) с Вами; б) с Вашими родителями; в) с другим ребенком?

 24.            Вы ужинаете вечером: а) всей семьей; б) Ребенок ест отдельно; в) когда как?

 25.            Вы чистите зубы: а) утром; б) утром и вечером; в) когда как?

 26.            У Вашего ребенка своя зубная щетка и полотенце: а) да; б) нет?

 27.            Какую зубную пасту любит Ваш ребенок?_____________________________

 28.            Он ее ест: а) да; б) нет; в) не знаю?

 29.            У Вас есть в семье больные родственники, за которыми приходится ухаживать: а) да; б) нет?

 30.            Ваш ребенок принимает участие в уходе за больными: а) да; б) нет; в) иногда?

 31.            В Вашей семье есть родственники, имеющие вредные привычки: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить?

 32.            Эти привычки: а) очень сильные; б) умеренные?

 33.            Что Вы делаете утром: а) гимнастику, пробежку; б) принимаю холодный душ; в) завтракаю и иду на работу?

 34.            Ребенок присоединяется к Вам: а) да; б) нет; в) иногда?

 35.            Ваш материальный достаток: а) ниже среднего по стране; б) средний; в) выше среднего; г) высокий?

 36.            Образование жены: а) среднее; б) среднее профессиональное; в) высшее?

 37.            Образование мужа: а) среднее; б) среднее профессиональное; в) высшее?

 38.            Вы работаете по специальности: а) да; б) нет?

 39.            Вы считаете, что чистить зубы ребенку лучше: а) дома; б) в детском саду; в) лучше пользоваться жевательной резинкой?

 40.            Вы даете ребенку сладости: а) регулярно; б) каждый день; в) изредка?

 41.            Кто в Вашей семье большой лакомка: а) муж; б) жена; в) все любят сладкое?

 42.            Как часто члены Вашей семьи, исключая детей болеют гриппом и ОРЗ: а) не более 1 раза в год; б) 1-2 раза в год; в) часто?

 43.            Вы ложитесь спать: а) после одиннадцати; б) до одиннадцати; в) раньше?

 44.            В вашей семье все ложатся спать одновременно: а) чаще всего; б) не всегда; в) все ложатся в разное время?

 45.            Вы укладываете ребенка в одно и тоже время: а) да; б) бывает по-разному?

 46.            ваш ребенок засыпает: а) по звуки музыки; б) прослушав вечернюю сказку; в) в абсолютной тишине?

 47.            Ваш ребенок спит: а) не просыпаясь; б) беспокойно, но не просыпается; в) просыпается?

 48.            У вас дома есть спортивный инвентарь (лыжи, мячи, коньки и пр.): а) да; б) нет?

 49.            Кто-нибудь из членов Вашей семьи занимается спортом: а) да; б) нет?

 50.            Вы делаете генеральную уборку: а) по будням; б) в выходные; в) когда придется?

 51.            Вы считаете, что в детском саду следует приучать ребенка к хозяйственному труду: а) да, следует; б) нет, пусть это делают родители?

 52.            Вы довольны физическим развитием своего ребенка: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить?

 53.            Вы знаете возрастные стандарты развития детей: а) да; б) имею приблизительное представление; в) не знаю?

 54.            Ваш ребенок болеет чаще; а) простудными заболеваниями; б) соматическими; в) инфекционными?

 55.            В своем питании Вы придерживаетесь преимущественно: а) растительно-молочной пищи; б) белковой пищи (мясо, рыба); в) смешанной?

 56.            Сколько человек в Вашей семье: а) двое; б) трое; в) больше?

 57.            Вы используете для укрепления и профилактики здоровья народные средства: а) систематически; б) в периоды межсезонья и во время эпидемии гриппа; в) когда болеем?

Анализ результатов опроса проводится следующим образом.

Со знаком «плюс» оцениваются:

Ответ а) в вопросах 7, 8, 15,16, 18,19, 20, 22, 25, 26, 27, 34, 39, 44, 45, 47, 49, 50, 51, 53, 57, 58 оценивается в 3 балла. Максимально возможное число баллов – 66;

Ответ б) в вопросах 1, 4, 5, 11, 13, 21, 24, 25, 31, 35, 42, 43, 57 оценивается в 2 балла. Максимально возможное число баллов – 26;

Ответ в) в вопросах 1, 35, 36, 37, 39, 40, 43, 46 оценивается в 1 балл. Максимально возможное число баллов – 8.

Со знаком «минус» оцениваются:

ответ а) в вопросах 1, 4, 5, 10, 11, 13, 14, 17, 21, 23, 31, 32, 35, 57, 59 оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов – 15;

ответ б) в вопросах 2,8, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 26, 32, 34, 40, 41, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 55 оцениваются в 1 балл. Максимально возможное количество баллов – 25;

ответ в) в вопросах 15, 17, 18, 23, 25, 28, 31, 39, 41, 42, 44, 47, 50, 54, 57.

Примечание: некоторые вопросы не оцениваются.

Порядок работы с опросным листом:

- подсчитать общее число баллов с положительным значением;

- подсчитать общее число баллов с отрицательным значением;

- из суммы баллов с положительным значением вычесть сумму баллов с отрицательным значением;

- дать интерпретацию (объяснение) социально-гигиенических условий семьи, пользуясь ключами к опроснику;

- чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семьи воспитанников группы, следует суммировать баллы всех опросных листов и полученный результат разделить на их число, получится «групповой портрет» семьи;

- чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семей всех воспитанников ДОУ, нужно суммировать средние значения по группам и полученный результат разделить на число групп.

КЛЮЧИ К ОПРОСНИКУ:

u 101-80 баллов – ответы недостоверны;

u 79-40 баллов – семья ведет в целом здоровый образ жизни;

u 40-33 балла – семья тяготеет к здоровому образу жизни;

u ниже 32-19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился;

u ниже 19 баллов анкету игнорируют.

Пример: Семья Саши М. ответила на все вопросы опросного листа. Баллов с положительным значением – 52, баллов с отрицательным значением – 19, 52-19=33 балла.

Интерпретация: семья тяготеет к здоровому образу жизни, в отношении ребенка требуется определенная коррекция.