ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ –

профилактика плоскостопия

 

  • Упражнение «сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.

  • Упражнение «художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала од-(-ной, затем другой ногой.

  • Упражнение «гусеница»- ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

  • Упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

  • Упражнение «хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

  • Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

  • Упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика)

  • Упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз.

 

Лечебная гимнастика при плоскостопии.

 

Под плоскостопием понимают деформацию стоп, сопровож­дающуюся уплощением их сводов. Понижение продольного свода приводит продольному плоскостопию. Плоская стопа у детей встречается чрезвычайно часто (15-25% случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилакти­ческие меры.

 

При плоскостопии появляются боли и изменения очертаний стоп, их отечность. Походка теряет эластичность и плавность. При прогрессировании плоскостопия могут появиться боли и в пояс­нице.

 

Основной причиной плоскостопия является слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании сво­дов. Но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, осо­бенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости. При ходьбе в обуви на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки нагрузка перемещается на поперечный свод сто­пы, который не выдерживает не свойственной ему нагрузки. Попе­речное плоскостопие начинается именно с этого.

Предупреждать плоскостопие следует с раннего возраста, так как стопа особенно интенсивно формируется в первые три года жизни. Объем движений у детской стопы больше, чем у стопы взрослого человека, из-за лучшей эластичности мышечносвязоч-ного аппарата. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, прыжкам, поэтому подвергается деформации

Профилактика состоит в организации необходимого физи­ческого воспитания детей во всех возрастных периодах в укрепле­нии у них мышечно-связочного аппарата голеней и стоп (рис. 5) и, конечно, в использовании рациональной обуви — с задником и гибкой подошвой, со шнуровкой.

Следует также обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе. Если предрасполо­женность к плоскостопию уже очевидна, рекомендуется заняться плаванием. Противопоказаны виды спорта, связанные с перегруз­кой нижних конечностей — тяжелая атлетика, бег, коньки.

При выраженном плоскостопии носят стельки (супинаторы) с выкладкой поперечного и продольного сводов. При резко выра­женном плоскостопии показана ортопедическая обувь.

Комплекс упражнений для лечения плоскостопия

Исходное положение — сидя на стуле.

1. Тянуть носки.

2. Перекаты стопы с пятки на носок.

3. Круговые движения стопами.

4. Разнообразные движения пальцами ног.

5. Повороты стопы на ее наружный край, сжимая пальцы.

6. Сводить и разводить пятки, не отрывая носков от пола.

7. То же, не отрывая пяток от пола.

8. Соединить стопы вместе подошвами.

9. Сжимание пальцев стоп в "кулак".

10. Передвижение стоп с помощью пальцев.

11. В положении нога на ногу, сгибание стопы с поворотом внутрь и сжимание пальцев в кулак.

12. Самомассаж стопы и голени — движения подошвенной поверхностью стопы сверху вниз и обратно по передней по­верхности голени.

13. Прокатывать стопами мяч, палку.

14. Поднимать стопами мяч.

15. Собрать пальцами стоп полотенце с грузом, подтянуть.

16. Перекладывать пальцами стоп мелкие предметы

17. Сидя "по-турецки", попытаться встать.

18. Приседать, скрестив ноги.

19. Ходьба по палочке вдоль ее и поперек.

20. Лазание по канату.

Каждое упражнение выполнять 1-1,5 минуты. Занятия прово­дятся босиком и обязательно 2-3 раза в день.

Техника массажа спины, груди и живота

Задачи массажа: улучшить крово- и лимфообращение, укре­пить мышцы и нормализовать их тонус, уменьшить ощущение ус­талости мышц, при наличии боли — уменьшить ее проявление.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Специальные упражнения для коррекции плоской стопы.

Приведение стоп (а); супинация правой стопы (б); захватывание стопами медицинбола (в); сдавление стопами резинового мяча (г); подтягивание пальцами матерчатого коврика (д); захватывание пальцами карандаша (е); ходьба по косой поверхности (ж); ходьба на носках (з).