Игры,которые лечат!

 

 

БОЛЕЗНИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(Ринит, ринофарингит, гайморит,

хронический бронхит, аденоиды)

При заболеваниях верхних дыхательных путей не­обходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхатель­ной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетации, пре­дохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При ритмичном с полным выдохом носовом дыха­нии лучше расслабляются дыхательные мышцы и реф­лекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.

При проведении игр с детьми необходимо одновре­менно контролировать правильность осанки и смыка­ние губ.

 

Король ветров

J  Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

Игровой материал: Вертушка или шарик.

 

Ход игры:

 Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой пары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжествен­но присваивают титул «Король ветров» и усаживают на «трон» (стул).

 

Бульканье

J  Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Игровой материал: Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (же­тоны, фантики).

 

Ход игры:

 Перед каждым ребенком на столике стоят бутылоч­ки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубоч­ку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Тот, у кого получи­лось пробулькать дольше всех, получает фант.

 

Запасливые хомячки

J  Тренировка носового дыхания, смыкания губ, коор­динации движений.

Игровой материал: 2 стула, листы бумаги, 4—5 фантов.

Ход игры:

 Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «боло­то» и перенести все фанты на другую сторону. Ребе­нок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На дру­гой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно.

Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты  Ведущий следит за точностью выполнения игры и на­граждает того, кто справился быстрее всех и не осту­пился с «кочек».

 

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Нарушение осанки — частый спутник многих хро­нических заболеваний, проявляющихся в общей функ­циональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осан­ки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночни­ка, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходь­бе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок при­поднят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно по­казывать, что такое правильная осанка. Некоторые ро­дители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как в бессознательном человека час­тица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше под­бородок») и непосредственно на теле ребенка показы­вать правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцеваль­ном кружке или балетной школе.

 

Перешагни через веревочку

 

J   Развитие координации движений, ловкости, форми­рование навыка в перешагивании препятствия.

Игровой материал: Веревочка, стулья.

Ход игры:

 Протягивается и закрепляется веревочка на расстоя­нии 10—15 см от пола. Ребенок сидит на стуле в 3—5 м от веревочки. По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку, пока не перешаг­нет по всей длине. Если ребенку трудно, то можно сде­лать 3—4 перешагивания. Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт).

 

Ласточка

J   Тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппа­рата, туловища, рук.

Ход игры:

 Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточ­кой».

Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контро­лирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и под­нятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 се­кунды, затем опорная нога меняется.

Лягушонок

J  Обучение равновесию, улучшение координации дви­жений, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Ведущий рассказывает о лягушках и показывает, как они прыгают, квакают. После чего ребенку предлагают попрыгать, как лягушка. Ребенок садится на корточки, опираясь на руки (на четвереньках). Ведущий обхва­тывает его за пояс и помогает выпрямить назад согну­тые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одно­временно). На мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью ведущего). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от зем­ли и поднимал прямые ноги как можно выше.

 

Маленький гимнаст

J  Укрепление мышц туловища и конечностей, трени­ровка равновесия.

 

Ход игры:

 Родители рассказывают ребенку о гимнастах, пока­зывают, как красиво они выступают. Затем предлага­ют поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы и левая папы), прижимая их к своему телу. Другими руками берут за руки ребенка, который становится одной ногой на руку папы, а другой — на руку мамы. Родители мед­ленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, побуждая ребенка  продолжать стоять, сохраняя правильную осанку. По­степенно шаг ускоряется. Через 1—2 минуты родите­ли опять становятся на корточки, ребенок соскакивает на землю. Это упражнение содержит сильный эмоци­ональный заряд для ребенка и родителей, так как редко удается играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.

 

Качели-карусели

J  Расслабление мышц туловища, улучшение вестибу­лярного аппарата.

Ход игры:

Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой — за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, ка­чели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру про­водить под ритмичную музыку. Игра проводится в за­ключительной фазе занятий, когда ребенок почувство­вал усталость.

 

Сходим к мишке в гости

J   Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слу­хового анализаторов, устойчивого внимания.

Игровой материал:  Гимнастическая стенка, доска длиной 1,5—2 м или горка во дворе, мягкая игрушка-медведь, стул.

Ход игры:

 Посадить игрушку-медведя на высокий кубик и сде­лать горку из длинной доски, положенной на гимнас­тическую стенку.

Ребенок входит на горку (можно на игровой пло­щадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на вы­соту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Не­обходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

 

ПЛОСКОСТОПИЕ

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, фи­зически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связ­ки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющи­ваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому измене­ние формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отри­цательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.                    

Все игры подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствова­ли общему оздоровлению организма и воспитанию на­выка правильной ходьбы (не разводя носков).

 

Кач-кач

J  Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, увеличение амплитуды движений в голеностопных суставах и суставах стоп и пальцев ног.

Ход игры:

 Ребенок лежит или сидит на полу, ноги вытянуты. По сигналу ведущего («вправо», «влево», «вверх», «вниз») сгибает или разгибает ступни. Движения со­провождаются словами «кач-кач».

По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели

J  Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп ног.

Ход игры:

 Ведущий показывает ребенку, как сидеть по-турец­ки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:

По-турецки мы сидели,

Пили чай и сушки ели.

Пили, пили, ели, ели,

Еле-еле досидели.

Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе с ведущим.

 

Юный альпинист

J  Формирование навыка ходьбы по наклонной плос­кости, умения держать равновесие, развитие коор­динации движений.

Игровой материал: Гладильная доска, игрушка-мишка.

 

Ход игры:

 Ведущий ставит гладильную доску, один конец ко­торой поднят на 20—25 см. На вершине горки веду­щий ставит мишку и рассказывает, что высоко в го­рах живут гималайские медведи, но родители мишки ушли, он остался один. А горы высокие, и там, кроме альпинистов и орлов, никого нет. Орлы улетели, но ребенок, как альпинист, может сходить к мишке в го­сти и поиграть с ним, а то мишка совсем заскучал. После этого малыш идет по горке, а ведущий придер­живает его за руку. Ребенок наклоняется, берет иг­рушку и с помощью ведущего сходит с горки, а потом уже сам относит игрушку обратно на горку, если осво­ил движения. Ведущему необходимо контролировать движения ребенка, чтобы тот не упал.

 

 

Натуропатию называют разумным поведением в отношении здоровья. Ее главный принцип: в челове­ке от рождения заложены возможности самоизлече­ния. Натуропатия поддерживает эти усилия организ­ма. Основные ее средства — лечебная диета, физичес­кие упражнения, водные процедуры. Они успешно применяются в программах реабилитационного перио­да и как профилактические для детей, страдающих хроническими заболеваниями.

 

При заболеваниях органов дыхания (бронхитах, дли­тельном кашле) исключить молоко и молочные про­дукты, сладости, в том числе и сдобные булочки, де­лать специальные дыхательные упражнения, ежеднев­но надувать по два воздушных шарика, массировать спину, ставить горячий и холодный компрессы на спину и верхнюю часть груди, включать в рацион чес­ночные гренки (горячие ржаные тосты, намазанные чесночной пастой).

 

При насморке исключить молочные продукты и сла­дости, давать есть чеснок (чесночные гренки), пить теп­лые фруктовые соки, увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).

 

Припростуде исключить продукты, содержащие крахмал, молоко, сахар. Поить теплыми фруктовыми соками, травяным чаем. Увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).

 

Шиповник повышает устойчивость организма к охлаждению. 30—40 сухих плодов зали­вают стаканом кипятка и кипятят 5—7 минут – значительно снижает заболеваемость ОРВИ и гриппом. Отвар процеживают, охлаждают. Рекомендуется пить по пол­стакана ежедневно в течение месяца.