С 2017 года наш детский сад является муниципальной площадкой и реализует проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей».
Его целью является: расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности ДОО через организацию эффективных форм взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать и обобщить теоретические, методологические, практические подходы, собственный опыт взаимодействия с семьями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
2. Выявить и изучить желаемые формы взаимодействия, открытость к сотрудничеству с ДОУ родителей воспитанников.
3. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению участников образовательного пространства по реализации проекта.
4. Создать условия для творческой самореализации участников проекта.
5. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.
6. Разработать диагностический материал и отследить результативность взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников.
7. Подготовить к публикации методические материалы по теме проекта.
8. Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта среди дошкольных учреждений города Прокопьевска.
На подготовительном этапе, исходя из результатов анкетирования, были определены формы сотрудничества с родителями в соответствии с их потребностями, с интересами и запросами.
Планируя ту или иную форму работы, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях готовых к обучению, саморазвитию и к сотрудничеству. В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность. Наиболее полно используется весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей. Это совместное с детьми участие родителей в праздниках, выставках, субботниках.
Были апробированы и успешно применены различные формы работы по следующим направлениям:
-духовно-просветительское,
-воспитательно-образовательное,
-социо-культурное.
В рамках духовно-просветительского направления в 2018 году был проведен праздник «Свет материнства – свет любви». Мамы посмотрели концерт, поучаствовали в мастер-классе, побеседовали со священником на актуальные темы. И приятным сюрпризом для мам стало чаепитие с пирожными, которые приготовили сами дети. Интересной формой работы стали презентации семей воспитанников, которые они создали совместно с родителями и представили ее одногруппникам. На семейных презентациях были показаны видеоролики, фотоальбомы, домашние питомцы. Одним из условий презентации являлось присутствие одного и более членов семьи.
В 2019 году в рамках празднования Дня Матери прошло мероприятие «Реликвии и традиции нашей семьи», в ходе которого были представлены творческие номера семейных праздников и реликвии, передающиеся из поколения в поколение.
В воспитательно-образовательном направлении была апробирована одна из оригинальных форм - квест.
С 2017 года при поддержке родителей были созданы декорации, оборудование и атрибуты для квестов: «Аленький цветочек», «По следам Уголька» и «Как Колобок на стол пришел».
Участие в квесте увлекательно как для детей, так и для взрослых. Поэтому они приняли активное участие в квесте «Капельки здоровья», в ходе которого искали методы укрепления здоровья в физкультурном зале, пищеблоке, прачечной, бассейне, кабинете массажа.
Еще интерактивной формой работы в этом направлении стало совместное спортивное мероприятие хоккей на валенках.
В сентябре 2019 года родители и дети приняли активное участие в Туристическом слете «Здоровые дети - в здоровой семье».
В декабре 2019 года был организован и проведен фестиваль детско-родительских проектов «Хочу все знать», где были представлены 9 разнообразных по тематике интересных исследований («Волшебница водица», «Почему Дед Мороз не тает?», «Рыбы», «Откуда пришло электричество» и др.).
В рамках социо-культурного направления в 2018 году был проведен праздник на улице, посвященный дню Защитника Отечества. Вместе с отцами воспитанники участвовали в конкурсах «Папа охотник, рыбак, сапер, строитель, водитель», в которых испытали гордость за своих пап.
В 2019 году в рамках муниципальной площадки педагоги реализовали проект «Что мы знаем о войне?».
Формированию активной жизненной позиции участников образовательных отношений через поддержку социальных инициатив способствуют акции.
Наиболее значимые акции, в которых принимало участие наше МБДОУ это:
-«Жизнь как чудо» по сбору макулатуры на лечение Илье Безрукову, собрано 2 700 рублей;
-«Щедрый вторник», собрано 4 200 рублей и перечислено в РУСФОНД;
- Социально значимая акция в рамках
инициативного бюджетирования по реконструкции Парка Победы на Аллее Героев, собрано 1500 рублей;
- «Миллион деревьев Кузбассу»
- «Цветы для Вас!»;
- «Подарок другу»;
- «Согреем детские сердца»;
-# Сидим дома, # Танцуем дома;
-# Песни Победы;
- #Строки Победы;
- #Окна Победы;
-#Всероссийская патриотическая акция «И мы в рядах Бессмертного полка»;
-«Георгиевская ленточка»;
-#Бессмертный полк онлайн «Я помню! Ягоржусь!»
- «Свеча Памяти»;
- # Вахта Победы. Кузбасс;
- #Окна России #Люблю Россию #Моя Россия;
- #Рисую Россию.
Без активного участия родителей невозможно проведение одной из эффективных форм – экскурсии, цель которой формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством представлений и впечатлений об окружающей жизни. Совместные экскурсии на колокольню храма Николая Чудотворца в праздник Пасхи, на аллею героев в музей боевой техники (под открытым небом) и к стеле Героев стали традиционными.
Через театральные постановки родителей к календарным праздникам «Великая Пасха» и «Сороки» воспитанники получают представления о традициях и обычаях русского народа.
Совместные мероприятия по нравственно-трудовому направлению находят наибольшую поддержку у родителей.
Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Родители приняли участие в реализации проектов: «Наш сад-огород», «Миллион деревьев Кузбассу», «Лучшая снежная постройка, «Вторая жизнь мусора».
В каждой группе воспитатели провели работу с родителями по созданию снежных построек. Оригинальные и креативные «Елочки» порадовали своим разнообразием.
В саду прошли выставки поделок «Осенние фантазии», «Цветочная феерия» и «Мастерская Деда Мороза», выставки рисунков на различные темы.
Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию был представлен на областном конкурсе «Инновации в образовании», где получил золотую медаль.
На всероссийском конкурсе «Росточек. Мир спасут дети.» проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» был награжден серебряной медалью.
Музыкальный руководитель Насонова Л.В. и педагог дополнительного образования Парфенова Н.П. приняли участие в региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя», где представили данный проект по духовно-нравственному воспитанию.
В процессе реализации проекта «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» в ДОУ было разработано методическое пособие «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».
В предлагаемом методическом пособии представлены эффективные формы взаимодействия с родителями, апробированные на практике педагогами МБДОУ «Детский сад № 100 «Незабудка», которые позволяют расширить сферу участия родителей в жизнедеятельности детского сада и определить свой вариант сотрудничества с семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания любого ДОУ. Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Из-за режима самоизоляции в 2020 году не удалось провести запланированные и разработанные мероприятия:
1. Спортивный праздник «Наследники Победы»,
2. Квест «Капельки здоровья»,
3. Экскурсия на колокольню и на аллею Героев,
4.Пасха,
5.Сороки,
6.Сила искусства во имя священной Победы,
7.Выставки рисунков и творческих работ («Космос», «Пасха»).
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Анализируя результаты работы, мы поняли, что педагогам нужно научиться доверять и предоставлять инициативу не только детям, но и родителям. Важным условием для этого будет проявление уважения и доверия к ним, понимание насущных потребностей и разных возможностей. Пока инициатив больше у детского сада, чем у семьи, но потенциально родители готовы стать более инициативными.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации. Можно сказать, что у нас сложилась новая система в работе с родителями, ставшими активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО, которые приобретают новые педагогические умения и знания и становятся главными воспитателями своих детей.
Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования взаимодействия ДОО с семьями важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована партнерская совместная деятельность педагогов, детей и родителей на основе доверия. Новый, неформальный, творческий подход к взаимодействию с семьями, делает родителей помощниками, союзниками, единомышленниками, а жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее. Практика работы нашего ДОУ показала, что представленные нами формы взаимодействия с семьями воспитанников обеспечивают эффективную реализацию ФГОС дошкольного образования.