Муниципальная  инновационная площадка

второго уровня по направлению:

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи  в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» 

 

 

 

 

Паспорт проекта

№п/п

Наименование проекта (программы) МИП

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста  в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО

1.

Адрес

653039, г. Прокопьевск, Кемеровская область-Кузбасс, улица Жолтовского, дом 21

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский спад № 100 «Незабудка»

телефон:8(3846) 69-55-22

e-mail: nezabudka100@bk.ru

2.

Руководитель

Новикова Виталина Олеговна, заведующий

 

3.

Научный консультант

Глебова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук

4.

Основные разработчики
проекта

Виталина Олеговна Новикова, заведующий МБДОУ «Детский спад № 100 «Незабудка»

Иванова Ольга Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский спад № 100 «Незабудка»

5.

Адресация проекта

Проект предназначен руководителям и педагогам  ДОО

6.

Цель
проекта

Теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности педагогической системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

7.

Задачи

1. Изучить, проанализировать и обобщить теоретические, методологические, практические подходы, собственный опыт  по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе духовно-нравственного и патриотического  воспитания в условиях реализации ФГОС ДО.

2. Разработать систему организационно-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного и гражданского патриотического воспитания.

3. Обеспечить повышение квалификации педагогических работников ДОУ по вопросам развития познавательной активности, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развивать методическую компетентность педагогов в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

4.  Отобрать содержание, методы, приемы, формы работы с воспитанниками, способствующие развитию познавательной активности в процессе духовно-нравственного и гражданско-патриотического  воспитания в различных видах детской деятельности.

5. Повысить мотивацию родителей воспитанников, социальных партнёров в процессе совместной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

6. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на познавательное развитие  дошкольников в условиях реализации программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

7. Разработать диагностические и методические материалы по итогам   реализации проекта.

8.  Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта среди дошкольных учреждений города Прокопьевска, подготовить материалы к публикации в научно-педагогических изданиях.

8.

Этапы  и сроки реализации проекта

Подготовительный – 2021

(определение проблемы, разработка проекта, определение состава участников, изучение литературы опыта работы других ОО, разработка инструментария).

Практический – 2021-2023  (внедрение проекта).

Обобщающий – 2023-2024  (соотнесение результатов проекта с целями и задачами, обобщение и  распространение опыта работы).

9.

Перечень основных мероприятий

Проектная деятельность, дидактические, подвижные игры, НОД, коллекционирование, праздники календарно-годового круга и значимые государственные праздники России, создание мини-музеев, конкурсы, акции различной направленности, 

10.

Целевая аудитория

Целевой группой, на которую направлены мероприятия проекта являются:

дети дошкольного возраста от 5–7 лет; педагоги; родители; социальные партнеры

11.

Ожидаемые и конечные результаты

·         Разработана нормативно-правовая база по работе

с детьми старшего дошкольного возраста  с учетом активизации их интеллектуального потенциала;

·         Создана и реализована система условий для развития познавательной активности старших дошкольников в  процессе духовно-нравственного и патриотического  воспитания; организована в ДОУ игровая, развивающая, предметно – игровая  среда гуманитарной направленности;

·         Разработаны методические материалы по повышению уровня познавательной активности в различных видах деятельности в условиях дошкольной образовательной организации;

·         Разработаны программно-методические материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста с учетом повышения уровня знаний о православных традициях народа и истории значимых государственных праздников России;

·         Подготовлены методические рекомендации и практические материалы по расширению сотрудничества дошкольной образовательной организации с родителями и партнерами в вопросах жизнедеятельности ДОО, совместной деятельности в вопросах воспитания и познавательного развития детей.

 

 

 

 

  

 

Отчет о результатах работы инновационной площадки по направлению «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей».

 

 С 2017 года наш детский сад  является муниципальной площадкой и реализует проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей».

Его целью является: расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности ДОО  через организацию эффективных форм взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Изучить, проанализировать и обобщить теоретические, методологические, практические подходы, собственный опыт  взаимодействия с семьями  по   духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2. Выявить и изучить  желаемые формы взаимодействия, открытость  к  сотрудничеству с ДОУ родителей воспитанников.

3. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению участников образовательного пространства по реализации проекта.

4. Создать условия для творческой самореализации  участников проекта.

5. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.

6. Разработать диагностический материал и отследить результативность взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников.

7. Подготовить к публикации методические материалы по теме проекта.

8. Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта среди дошкольных учреждений города Прокопьевска. 

        На подготовительном этапе, исходя из результатов анкетирования, были определены формы сотрудничества с родителями в соответствии с  их  потребностями, с интересами и запросами.

Планируя ту или иную форму работы, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях готовых к обучению, саморазвитию и к сотрудничеству. В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность. Наиболее полно используется весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей. Это  совместное с детьми участие родителей в праздниках,  выставках,  субботниках. 

Были апробированы и успешно применены различные формы работы по следующим направлениям:

-духовно-просветительское,

-воспитательно-образовательное,

-социо-культурное.

         В рамках  духовно-просветительского направления в 2018 году был проведен праздник «Свет материнства – свет любви».  Мамы посмотрели концерт, поучаствовали в мастер-классе, побеседовали со священником на актуальные темы. И приятным сюрпризом для мам стало чаепитие с пирожными, которые приготовили сами дети.     Интересной формой работы стали презентации семей воспитанников, которые они создали совместно с родителями и представили ее одногруппникам. На семейных презентациях были показаны видеоролики, фотоальбомы, домашние питомцы. Одним из условий презентации являлось присутствие одного и более членов семьи.

В 2019 году в рамках празднования Дня Матери прошло мероприятие «Реликвии и традиции нашей семьи», в ходе которого были представлены творческие номера семейных праздников и  реликвии, передающиеся из поколения в поколение.

         В воспитательно-образовательном направлении была апробирована одна из оригинальных форм -  квест.

С 2017 года при поддержке родителей были созданы декорации, оборудование и атрибуты для квестов: «Аленький цветочек», «По следам Уголька» и  «Как Колобок на стол пришел».

Участие в квесте увлекательно как для детей, так и для взрослых. Поэтому они приняли активное участие в квесте «Капельки здоровья», в ходе которого  искали методы укрепления здоровья  в физкультурном зале, пищеблоке, прачечной, бассейне, кабинете массажа. 

Еще  интерактивной формой работы в этом направлении стало совместное спортивное мероприятие хоккей на валенках.

         В сентябре 2019 года родители и дети приняли активное участие в  Туристическом слете «Здоровые дети - в здоровой семье».

         В декабре 2019 года  был организован и проведен фестиваль  детско-родительских проектов «Хочу все знать», где были представлены 9 разнообразных по тематике интересных исследований («Волшебница водица», «Почему Дед Мороз не тает?», «Рыбы», «Откуда пришло электричество» и др.).

В рамках социо-культурного направления  в 2018  году был проведен праздник на улице, посвященный дню Защитника Отечества.  Вместе с отцами воспитанники участвовали в конкурсах «Папа охотник, рыбак, сапер, строитель, водитель», в которых испытали гордость за своих пап.

В 2019 году в рамках муниципальной площадки  педагоги реализовали проект  «Что мы знаем о войне?».

Формированию активной жизненной позиции участников образовательных отношений через поддержку социальных инициатив   способствуют  акции.

         Наиболее значимые акции, в которых  принимало участие наше МБДОУ это:

 -«Жизнь как чудо» по сбору макулатуры на лечение Илье Безрукову,  собрано 2 700 рублей;

 -«Щедрый вторник», собрано 4 200 рублей и перечислено в РУСФОНД;

- Социально значимая акция в рамках

инициативного бюджетирования по реконструкции Парка Победы  на Аллее Героев, собрано  1500 рублей;

- «Миллион деревьев Кузбассу»

-  «Цветы для Вас!»;

- «Подарок другу»;

- «Согреем детские сердца»;

-# Сидим дома, # Танцуем дома;

-# Песни Победы;

- #Строки Победы;

- #Окна Победы;

-#Всероссийская патриотическая акция «И мы в рядах Бессмертного полка»;

-«Георгиевская ленточка»;

-#Бессмертный полк онлайн «Я помню! Ягоржусь!»

- «Свеча Памяти»;

- # Вахта Победы. Кузбасс;

- #Окна России #Люблю Россию #Моя Россия;

- #Рисую Россию.

Без активного участия родителей невозможно проведение одной из эффективных форм – экскурсии, цель которой формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством представлений и впечатлений об окружающей жизни. Совместные экскурсии  на колокольню храма Николая Чудотворца  в праздник Пасхи, на аллею героев в музей боевой техники (под открытым небом) и к стеле Героев стали традиционными.

Через театральные постановки родителей к календарным праздникам «Великая Пасха» и «Сороки» воспитанники получают  представления о традициях и обычаях русского народа. 

Совместные мероприятия по нравственно-трудовому направлению находят наибольшую поддержку у родителей.

Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.  Родители приняли участие в реализации проектов: «Наш сад-огород», «Миллион деревьев Кузбассу», «Лучшая снежная постройка,   «Вторая жизнь мусора».

В каждой группе воспитатели провели работу с родителями по созданию снежных построек.  Оригинальные и креативные «Елочки» порадовали своим разнообразием.

В саду прошли выставки поделок «Осенние фантазии», «Цветочная феерия» и «Мастерская Деда Мороза», выставки рисунков на различные темы.

Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию был представлен  на  областном конкурсе «Инновации в образовании», где получил золотую медаль. 

На всероссийском конкурсе «Росточек. Мир спасут дети.» проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»   был награжден серебряной медалью.

Музыкальный руководитель Насонова Л.В. и  педагог дополнительного образования Парфенова Н.П.  приняли участие в региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя», где  представили  данный проект  по духовно-нравственному воспитанию.

В процессе реализации проекта «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» в ДОУ  было разработано методическое пособие «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи  по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».

В       предлагаемом методическом пособии представлены  эффективные формы взаимодействия с родителями, апробированные  на практике педагогами МБДОУ «Детский сад № 100 «Незабудка»,  которые позволяют  расширить сферу участия родителей в жизнедеятельности детского сада  и определить свой вариант сотрудничества с семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания любого ДОУ.  Методическое пособие адресовано педагогам  дошкольных образовательных учреждений.

 

Из-за режима самоизоляции в 2020 году  не удалось провести запланированные и разработанные мероприятия:

 1. Спортивный праздник «Наследники Победы»,

 2. Квест «Капельки здоровья»,

3. Экскурсия на колокольню и на аллею Героев,

4.Пасха, 

5.Сороки,

6.Сила искусства во имя священной Победы,

7.Выставки рисунков и творческих работ («Космос», «Пасха»).

 Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. 

Анализируя  результаты работы, мы поняли, что  педагогам нужно научиться доверять и предоставлять инициативу не только детям, но и родителям. Важным условием для этого будет проявление уважения и доверия к ним, понимание насущных потребностей и разных возможностей. Пока инициатив больше у детского сада, чем у семьи, но потенциально родители готовы стать более инициативными.

         Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации. Можно сказать, что у нас сложилась новая система в работе с родителями, ставшими активными участниками  воспитательно-образовательного процесса в ДОО, которые         приобретают новые педагогические умения и знания и становятся главными воспитателями своих детей.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования взаимодействия  ДОО с семьями важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована партнерская совместная деятельность педагогов, детей и родителей на основе доверия. Новый, неформальный, творческий подход к взаимодействию с семьями, делает родителей помощниками, союзниками, единомышленниками, а жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее. Практика работы нашего ДОУ показала, что представленные нами формы взаимодействия с семьями воспитанников обеспечивают эффективную реализацию ФГОС дошкольного образования.

 

Отчет МБДОУ "Детский сад № 100 "Незабудка" об итогах работы МИП второго уровня по направлению «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи  в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»   за 2017-2018 учебный год.

 

На основании решения Экспертного совета Управления образования от 10.02.2017  года приказ  № 107а наше дошкольное учреждение было признано муниципальной площадкой второго уровня по направлению «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»  до 01.09.2020 года.

В 2017-2018 учебном году для эффективной работы инновационной площадки методическим советом  детского сада был разработан проект, в котором определены: актуальность  темы для дошкольного учреждения, цель и задачи, состав участников, направления деятельности,  этапы его реализации. Прошедший учебный год был подготовительным этапом для реализации проекта, в ходе которого шел анализ и изучение законодательных   документов, психолого-педагогической литературы,   выявление исходного состояния по вопросу сотрудничества с семьями воспитанников,  определения направлений, эффективных форм  взаимодействия и  составление плана работы  практического этапа  проекта. 

Нами были определены следующие 4 направления:

 1.Воспитательно-образовательное, которое реализуется через  спортивные мероприятия, фестиваль совместных детско-родительских проектов «Хочу все знать», образовательные квесты.

2.Социо-культурное, которое реализуется через участие и организацию благотворительных акций, экскурсий, концертов в рамках государственных праздников и годового календарного круга.

3.Нравственно - трудовое направление,   включающее совместные трудовые акции и субботники, конкурсы на лучшую снежную постройку на территории детского сада, тематические выставки и конкурсы, посадку сада-огорода.

4. Духовно-просветительское направление реализуется через клуб «Зернышко». И предполагает активное участие педагогов,  родителей и детей в презентациях семейных традиций, реликвий, домашних праздников,  решение проблемных ситуаций,  вечера  вопросов и ответов,  мастер- классы, обмен опыта семейного воспитания, встречи со священнослужителями, специалистами в области семейного воспитания.

Составлен план работы на 2018-2019 учебный год.

направление

Формы работы

Срок проведения

Возрастная группа

ответственные

Воспитательно-образовательное

Спортивные мероприятия

 

-спортивное развлечение  «Мы играем в городки»

 

-хоккей на валенках

 

-спортивный праздник «К рекордам ГТО всей семьей»

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

февраль

 

 

май

 

 

 

Старшие

 

 

 

подготовительные

 

 

старшие

 

 

 

Шишкова А.Н., инструктор ФИЗО

 

 

Качанова Т.В., воспитатель

 

Парфенова Н.П., педагог доп. образования

 

Познавательные мероприятия:

- квест «Как Колобок на стол пришел»

 

-фестиваль совместных детско-родительских проектов «Хочу все знать»

 

 

сентябрь

 

 

 

апрель

 

 

Старшие, подготовительные

 

 

Старшие, подготовительные

 

 

Парфенова Н.П., педагог доп. образования

 

Боос Т.И., воспитатель

Социо-культурное

Участие в благотворительных акциях:

- ко дню пожилого человека

-«Согреем детские сердца»

-«Подарок другу», посвященная Международному дню инвалида

Экскурсии:

-на колокольню храма Николая Чудотворца

-в Музей «Зал космонавтики»

Праздники календарно-годового круга:

- Сороки

- Великая Пасха

 

 

Государственные праздники:

- День Защитника Отечества

-День Победы

 

 

 

 

октябрь

 

 

ноябрь

 

декабрь

 

 

 

на пасхальной неделе

в течение года

 

март

на пасхальной неделе

 

 

февраль

 

май

 

Все желающие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

все желающие

 

 

 

 

 

 

подготовительные, старшие

 

 

 

 

 

подготовительные, старшие

 

 

Дорошенко М.В., старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

Илюшникова Е.М, воспитатель

 

 

 

Насонова Л.В., Иванова Л.В., музыкальные руководители

Кобыльская О.Ю., воспитатель

Колесникова А.Н., воспитатель

Нравственно - трудовое

- конкурс на лучшую снежную постройку 

-акция «Миллион деревьев Кузбассу»

- наш сад-огород

-тематические выставки и конкурсы

декабрь

 

 

май

 

сентябрь, май

в течение года

 

Все возрастные группы

Боос Т.И.

Духовно-просветительское

Клуб «Зернышко»

ноябрь,

январь,

апрель

 

Все желающие

Дорошенко М.В

 

        План работы был составлен на основе мероприятий ранее проводимых в дошкольной организации и пользующихся популярностью среди всех участников единого образовательного пространства, а значит с учетом составленного нами плана, ставшими традиционными.

Это - «хоккей на валенках» (приняли участие 50 семей);

  • экскурсия на колокольню храма Николая Чудотворца  в праздник Пасхи, где все ребята вместе с родителями смогли подняться на колокольню и позвонить в колокола;
  • благотворительные акции: «Цветы для Вас», «Верю в чудо»,  «Новогодний подарок», «Кормушки для птиц»,

       «Открытка для ветерана» в которых  приняли участие 123 семьи;

  • тематические выставки работ родителей и детей: «Осенний вернисаж»,  «Рождественские Ангелы», «Елочные игрушки-украшения» (вторая жизнь мусора), «Пасхальное яйцо»;
  • участие семей в постройке снежного городка на территории детского сада.

         Новой формой работы  станут встречи  родителей, педагогов, детей в клубе «Зернышко», целью которого станет приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Цель будет достигнута путем реализации следующих задач:

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада, традициями, реликвиями, семейными праздниками и т.п.
  • приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием
  •   формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать

         его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Для успешной реализации проекта  педагоги  приняли активное участие в очных семинарах по работе с родителями:

- по теме «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» 16 часов -  12 педагогов;

- по теме «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» 16 часов- 5 педагогов. 

         Музыкальный руководитель Насонова Л.В.  приняла участие во всероссийском конкурсе «Серафимовский учитель» представив методическую разработку «Исток» и методический материал в рамках   инновационной площадке по теме «Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

           На базе нашего дошкольного учреждения прошло городское МО  «Школы молодого педагога»,  где был представлен опыт работы (музыкальный руководитель Насонова Л.В., старший воспитатель Дорошенко М.В., воспитатель Кобыльская О.Ю. -   по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», а воспитанники показали сказку из сборника методических материалов «Пасхальный колобок»).

        2018-2019  учебный год начало реализации практического этапа проекта, результаты, которого покажут верность выбранных форм сотрудничества с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.