Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада.
Тесты готовности к школьному обучению обычно проверяют:
- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов); - чистоту произношения;
- умение повторить сложное слово;
- умение различать звуки в словах; - развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.); - произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь); - готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу); - умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу); - развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов, расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.); - пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.); - общую осведомленность ребенка об окружающем мире; - элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; знание цифр, умение решить не сложную задачу с помощью предметов).
Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
-настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Степень психосоциальной зрелости (кругозор)
тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1.Назови свои фамилию, имя, отчество.
2.Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4.У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7.Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8.Что бывает раньше – обед или ужин?
9.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14.Почему снег бывает зимой, а не летом?
15.Что делает почтальон, врач, учитель?
16.Зачем в школе нужна парта, звонок?
17.Ты хочешь пойти в школу?
18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19.Каких животных ты знаешь?
20.Каких птиц ты знаешь?
21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?