Формирование духовно-нравственного мира дошкольника посредством телевидения.

Педагог-психолог: Боболева Т. В.

Детство – это удивительная пора. Ее впечатления остаются с нами на всю жизнь. Они запечатлеваются в нашем сознании, наполняют душу живыми образами: не до конца понятыми, не вполне осознанными, но ощутимыми и живыми. Задумывались ли мы о том, что образы, которые ежедневно окружают наших детей, становятся частью их внутренней жизни. Ребенок прочно срастается с миром своего детства, именно в этот период формируется весь механизм его тонких психических реакций, в которых будет проявлять и строить себя личность.

Дошкольники очень активно познают жизнь. Специалисты по детской психологии говорят, что дети этого возраста живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - тех, кто тронет восприимчивую душу ребенка. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий.

Какие же образы обступили наших детей в последние годы? Из внутренних характеристик общественного пространства особо надо отметить возросшую агрессивность среды, повышенную настороженность, недоверие и жестокость в отношении людей друг к другу. Эти образы не просто запечатлеваются в их умах и сердцах, расставляя свои акценты, - они влияют на сам процесс видения и чувствования, задают скорость ответных реакций, подогревают или, наоборот, гасят эмоциональное напряжение. Они непроизвольно начинают учиться видеть, что показывают, а не то, что есть, учиться думать в тех категориях и рамках, которые заданы, и, наконец, учиться чувствовать то, что предлагается.

В людях изначально заложено чувство исключительности, неповторимости человеческой личности. Дети очень остро реагируют на чужую боль, желают всем добра и радости. Кто не знает, как они не любят сказок с плохим концом! Сама мысль, что кто-то страдал и не получил утешение, вызывает глубокое потрясение в детской душе. Но это реакция чистого не испорченного ребенка, какими еще могут считаться наши дети, а в некоторые случаях, уже не могут считаться. Почему же в них не сохраняется это трепетное чувство безусловной ценности и неповторимости жизни каждого человека? Почему ими постепенно усваивается мысль, что человеческая жизнь - ничто, что человек - та же букашка, которую можно раздавить, или робот, которого можно «выключить»? Почему наших детей не трогает наша боль, печаль, наша усталость? Почему они не слушают и не слышат нас?

Наверное, одной из причин, является то, что мы больше не авторитет для наших детей. Мы слишком бледны, скучны, неинтересны рядом с ошеломляющим вторжением телевидения во внутренний мир каждого ребенка. Телевизор сегодня считается почти членом семьи. Мы не можем проконтролировать, что с экрана «проглотил наш ребенок», что «съело» его самого. Только дальнейшее поведение расскажет нам о том, с чем он встретился. Нелегко здесь будет отделить проявления его индивидуальности и роста от отраженных наслоений «тележизни», которые им самим не осознаются, и потому не отторгаются.

Телевизор воспринимается детьми часто как живое существо. Он, безусловно, имеет авторитет, он развлекает, с ним никогда не скучно. К тому же, он ничего не заставляет делать.

Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Но какая огромная разница между ними! Для кого-то любимым был «Чебурашка» или «Аленький цветочек», нынешние же дети смотрят мультфильмы больше похожие на боевики. Современные герои (в своем большинстве) больше не похожи на милого наивного ребенка, как, например, Чебурашка. Они, скорее «крутые парни», молотящие противников направо и налево, живущие в темном и страшном мире и противостоящие полчищам зла.

Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее «адаптироваться» и войти в мир героев «взрослых» боевиков: триллеров - маньяков – убийц, летающих суперменов и вампиров. Оккультизм, магия, кровь - полностью захватили экран. Вампиры, чудовища, приведения, пришельцы из космоса входят с телеэкранов в сознание наших бедных детей, час­то ничем не защищенное. Обилие страшного, в конце концов, притупляет чув­ствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, бо­лее сильные ощущения. Первоначально, на стадии «мультиков», развивается устойчивый невроз. Ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искренне и бурно реагирует на все представления.

Поэтому не случайно врачи-психиатры считают главной причиной страхов ребенка телевидение и в частности мультфильмы. Самое явное свидетельство вредного влияния телепередач – рост уровня детской жестокости и агрессивности. Проведенное исследование показало, что, чем больше и бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает нормы агрессивности. Также эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой.

Наши дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов. Потому во всем цивилизованном мире все больше появляется детей - невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Они, конечно, адаптируются к миру, а что им еще остается? Но воспринимают его при этом, как враждебный, страшный. Именно массовый навязчивый страх перед окружающим миром, развиваясь и становясь постоянным, делает наших детей агрессивными, черствыми и равнодушными. И соответственно, в этом и кроется причина неразвитости духовно-нравственного мира детей.

Телевидение пленяет душу, оказывает гипнотиче­ское воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его крепкой и ус­тойчивой психикой, не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение разными способами вольно или невольно кодирует поведение ребенка - заставляет его жить по зако­нам экранного мира.

Прискорбно, что многие люди попали в психологическую зависимость от телевизора. Включаешь - и проходят, кажется, тоска и уныние. Зато, если он вдруг сломается - катастрофа: наступает непривыч­ная, пугающая тишина, выясняется, что все члены семьи разобщены... Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.

В современном мире трудно сохранить душу незагрязненной. Что же делать? Как предотвратить действие отравляющих душу впечатлений? Как вырастить ре­бенка душевно здоровым, нравственным человеком?

Понятием “духовность” традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. Где основным является – жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Под “нравственностью” подразумевается благонравие, внутреннее согласие с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В духовно-нравственном развитии человека важное значение имеет внутреннее противодействие соблазнам и искушениям, однако противодействие должно быть введено все же силами самого ребенка, его нельзя заставить вести себя морально вне контроля, если нет в нем смысловой ценностной составляющей морального поведения.

В понимании маленького ребенка категории добра и зла обязаны иметь четкие очертания и границы. Обращаясь ко взрослому с явным или скрытым вопросом на тему «что такое хорошо и что такое плохо?», ребенок всякий раз хочет подтвердить для себя нравственное содержание и смысл того или иного явления, действия, поступка. С дошкольным периодом (от 3 до 7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительно направленного поведения.

Вот поэтому и необходимо с маленькими детьми разговаривать, играть, общаться, но не посредством телевизора. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребенка – пустым.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевидение из жизни и воспитания детей. Это будет бессмысленно и не возможно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.

Избежать пагубного воздействие телевидения и даже сделать его положительным возможно, но лишь при наличии двух условий: необходимо обеспечить качество просматриваемых передач и количество проводимого перед телевизором времени. Очень важно, чтобы телевизор в доме включался только для того, чтобы посмотреть что-то конкретное, а не для того, чтобы убивать время перед ним. Посмотреть что-то - и сразу выключить, не давая втянуть себя в просмотр следующей передачи. Это, пожалуй, главное. В любом случае все мы (родители) должны стремиться свести «общение» ре­бенка с телевизором до минимума (ради сохранения телесного здоровья) и сде­лать его строго выборочным (ради сохранения здоровья душевного).

Лучше всего особенности современного телевидения охарактеризовал один пятилетний мальчик, который, оторвавшись от экрана и горько рыдая, прибежал на кухню:

- Мама, мама, там опять убивают!

- Не волнуйся, сынок, в конце все будет хорошо.

Малыш посмотрел на маму с какой-то недетской обреченностью и очень серьезно сказал:

- Мамочка, а знаешь, я могу до конца и не дожить…

Вопрос «Что я могу?» стоит задать себе не риторически, а всерьез, чтобы собрав силы, сосредоточившись, получить от себя же настоящий ответ. Ответ, который будет проекцией нашей ответственности за своих же детей.