Сценарий празднования Дня Победы 2018 год

 

«Дети войны»

 

Слайд №1 (?земной шар, счастливые дети)

 

МУЗЫКА

 

Ведущий: На Земле самый лучший народ - дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитыми с не заплетенными косичками? Как сделать так, чтобы детство никогда больше не было связано с войной?

 

Благополучная, радостная жизнь для детей - это жизнь в мирной стране, с добрыми, любящими родителями. Но не всегда так бывает. Сколько раз люди брались за оружие! Сколько раз беда входила в дома людей - страдали дети. Это не должно повториться!

 

Мы знаем о героях, о подвигах, о женщинах, которые были и на фронте и в тылу, о городах- героях. Но сегодня речь пойдет о детях войны.

 

Слайд №2 (? дети военной поры)

 

МУЗЫКА

 

Ведущий: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

 

Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много — их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.

 

Слайд №3 (погибло 13 миллионов детей;  9 миллионов детей осиротели)

 

Во второй мировой войне на Земле погибло 13 миллионов детей. 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

 

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зеленый сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Плыло небо в светлых, звездных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась война.

 

Танец (счастливое детство)

Ведущий читает слова на фоне танца

 Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли – двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

В тот далекий летний солнечный воскресный день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами.

 

 

 

Вой сирены

Пантомима (забегают в чёрных костюмах – война с красными полотнищами - огонь)

Ведущий читает слова на фоне воя сирены

Вспоминаем эту ночь и в этот час – ВЗРЫВ!

Что солнце погасил в кромешном гуле,

И сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днем, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

 

Голос Левитана

 

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

 

 Песня «Ах война, что ты сделала подлая» (взрослые и дети: мальчики подготовительных групп в военной форме с автоматами)

 

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом солдат...

 

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите вы... И все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб — разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги... Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

 

Ведущий: У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.  И дело здесь не только в дате рождения - их воспитала война.

 

Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда – война!

 

 

Инсценировка

(выходит Петя с моделью танка, потом Витя с моделью самолета)

 

ПЕТЯ: Чтоб всех врагов мы победили быстро,

Я стать хочу танкистом.

 

Я научусь машиной управлять

И ездить хорошо, и хорошо стрелять.

Все будет так, ну а пока

Я в бой веду вот этот танк.

(гордо поднимает над головой модель танка, увидев Витю смеется)

А Витя к нам сюда несет

Зачем - то детский самолет.

ВИТЯ (делая круговые движения над головой самолетом)

А я хочу на истребителе летать,

Хочу героем знаменитым стать.

Глядите - отправляется в полет

На подвиги отважнейший пилот.

На истребителе лечу я на войну

И в небе буду защищать свою страну.

Ты, Петя, ничего не понимаешь

И потому на самолете не летаешь

(выходят Катя и Маша. У Маши сумка с красным крестом, у Кати радиоприемник.)

ПЕТЯ (возмущенно):

Зачем сюда идут девчонки, интересно?

Девчонкам на войне не место!

ВИТЯ: Эй, уходите с поля боя прочь!

Вы нам ничем не сможете помочь.

МАША (подходит к мальчикам, упрямо):

Как так не можем? Я вот медсестра.

Я перевязки делаю с утра.

Ты Витя ранен как я погляжу.

Давай-ка я тебя перевяжу.

(достает бинт, начинает перевязывать Витю, тот слегка сопротивляется)

ВИТЯ: Да что ты, Маша! Я здоровый и живой.

МАША: Все. Перевязка сделана, больной.

Теперь вам надо в госпиталь идти

И десять дней в покое провести.

ВИТЯ: В такое время некогда болеть!

Мне надо в бой на истребителе лететь.

(убегает, рыча, подражая мотору летящего самолета)

ПЕТЯ (Кате): Зачем же ты, никак я не пойму,

приемник притащила на войну?

КАТЯ (соблюдая конспирацию, оглядывается по сторонам, говорит тихо)

Открою я тебе один секрет.

Все дело в том, что я - радистка Кэт.

Сейчас я донесенье расшифрую

И путь тебе на карте нарисую

Чтоб не наехал ты на минные поля -

Здесь минами покрыта вся земля.

(включает приемник, слушает передачу, потом выключает)

 

КАТЯ (докладывает подражая радистам):

Была шифровка только что для нас -

Из штаба получили мы приказ.

Ты комнату пересеки наискосок

Потом продвинься в дальний уголок

Там должен три минуты постоять

И во врагов из пушки пострелять.

Потом продвинуться вдоль той стены

Ко мне подъехать с этой стороны.

Вы поняли задание сержант?

Тогда скорей в машину и на старт.

 

ПЕТЯ: (возмущаясь):

Нет, я в такие игры не играю.

Таких заданий я не выполняю. (убегает)

 

МАША (разводит руками)

 

Нет никакой здесь дисциплины.

И после этого они - мужчины!

КАТЯ: Но все же мы без мальчиков в бою

Не сможем землю отстоять свою.

Они от нас куда - то убежали.

КАТЯ: Давай за ними поскорей пойдем

И в бой с собою позовем.

 

Ведущий: Дети и война... Для кого-то - это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.

 

Слайд № 4

На выезде из Санкт – Петербурга (ранее Ленинград) стоит памятник – «Цветок жизни».

 

Слайд № 5

Ведущий: В память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Фашисты окружили город и хотели его полностью уничтожить. Но им это не удалось! Почти 900 дней длилась блокада, но наш народ выстоял.

 

слайд № 6  (блокадный Ленинград)

слайд № 7  (Ладожское озеро с машинами)

слайд № 7 (жители блокадного Ленинграда)

 

Ведущий: Дорога жизни, которая проходила по льду Ладожского озера, связывала Ленинград с Большой землей. По ней везли продовольствие, медикаменты, горючее. Из Ленинграда эвакуировали жителей блокадного города, женщин, стариков, детей. Но около 2,8 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

 

слайд № 8  (дети блокадного Ленинград)

 

Инсценировка: девочка, кутаясь в шаль, играет с куклой, мальчик что-то ремонтирует)

 

Мальчик.: Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Девочка: Как холодно. И мама не идёт.

Быть может хлебушка она нам принесёт?

Ну, хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Мальчик: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас, (берёт сестру за руку, отводит в сторону)

Потяжелей, чем нам подчас.

 

МУЗЫКА «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»

Слайд № 9 (кадры фотохроники, дети встают сбоку, смотрят в зал, затем продолжают)

Не разрываются снаряды здесь, (приводит обратно на середину сцены)

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко,

Да и кому в стране легко?

МУЗЫКА ЛИРИЧЕСКАЯ

Девочка: А помнишь, блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б всё одна.

Мальчик: Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

 

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Девочка: А вот и мамины шаги слышны.

Мальчик: Не вздумай хныкать перед ней,

Дай отдохнуть сначала ей!

(Убегают к маме)

 

Оставшиеся в Ленинграде дети старались, как могли, помочь взрослым. Они дежурили на крышах домов и, при воздушных налетах, тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за ранеными и больными в госпиталях, работали на почте, собирали теплые вещи для фронтовиков. Более 5 тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда. Вставая на ящики, дотягивались до станков,  и в 10-12 лет работали по 12 часов в сутки на военных заводах, поставляли оружие фронту. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

 

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

 

Женька: Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

 

Мишка: А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

 

Женька:Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

 

Мишка:Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

 

Женька: Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий: Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт.

 

Слайд № 9 (1944 год:

 

                      до 18 лет – 2,5 млн. детей рабочего класса

 

                     из них – 700 тысяч подростков)

 

По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

 

Неизгладимый след в судьбах всей детей военного времени оставила война, а в судьбах детей – сирот – особенно. Война отняла у них самое ценное. Дети осиротели, потеряли родителей, братьев и сестер на фронте, а в тылу - от голода и бомбёжек. Они больше всех нуждались в любви, поддержке и внимании. Война отучила этих детей плакать. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом.

 

Дети встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

 

Война убивает детей дважды: убивает тех, кто родился, и тех, кто мог бы, должен был прийти в этот мир.

 

В тылу, в оккупации – все равно, военные дети!

 

Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну?

 

Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети, воевавшие в партизанских отрядах. Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля.

 

Слайд № 10 (орденами и медалями Советского Союза - более 3,5

 

                     млн. мальчишек и девчонок

 

                    звание Героя Советского Союза – 7000)

 

 За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет.

 

Слайд № 11 (Валя Котик)

 

Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. В Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Валя был разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

 

В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В этом бою Валя погиб. Было ему 14 лет…

 

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награжден орденом Отечественной войны 2 – степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Слайд № 12 (Зина Портнова)

 

Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалось стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

 

Слайд № 12 (Леня Голиков)

 

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

 

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и на конец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Из Москвы пришел приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Леня, которому было всего 14 лет. Так пионер Леня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

 

Слайд № 12 (Марат Казей)

 

Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Поникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…Вместе с опытными взрослыми Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

 

Ведущий: Давайте мы вместе с вами попытаемся встать на место этих ребят, вам сейчас задание, доставить секретные донесения в штаб!

 

Игра (3 человека переставляя, кружки пройти по болоту, доставить конверт)

Конверты (в конвертах загадки)

Загадки:

1. Ползёт черепаха

Стальная рубаха

Не знает ни горя ни страха

Что это за черепаха?! (танк)

2. Словно небывалые

Чудесные цветы,

Прилетели зонтики

С небесной высоты. (парашютисты)

3. Железная рыба плывёт под водой,

Врагу угрожает огнём и бедой.

Железная рыба ныряет до дна.

Родные моря охраняет она. (подводная лодка)

 

Ведущий: Во время войны, играли очень мало, не до этого было. Трудно представить, но игрушек у детей тогда не было. Иногда дети сами делали игрушки. Одна бабушка рассказывала, что ей мама приносила чурочки с работы, потому что она работала шофером на машине, которая ездила не на бензине, а на дровах. Эти чурочки  были смазаны с одной стороны смолой, поэтому она разогревала их около печки, а потом слепляла их друг с другом в разных формах. Еще они делали кукол из глины, играли косточками от свиных ножек, которые оставались после холодца. Девочки делали себе тряпичных кукол. Некоторые делали кукол из бумаги, а потом вырезали для них разную одежду. Зимой, конечно, лепили снеговиков и любимейшей игрой была игра в СНЕЖКИ.

 

Дети, в то время, практически не играли дома. Для этого была улица. Там играли в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании. Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, ГЛУХОЙ ТЕЛЕФОН. Сейчас я шепотом скажу первому участнику слово, что он услышит, передаст своему соседу и так далее. Последний участник назовет то слово, которое ему передадут и потом все остальные скажут, кто что услышал, кто передал не правильное слово идет в конец нашей цепочки.

 

Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просо сеяли», даже в городских поселениях, которые в то время были гораздо ближе к сельским. Они были и меньше по размеру, и ближе к природе.

 

Вообще, дети в то время очень тесно были связаны с природой. Даже в городе в голодное время ребята собирали и ели ягоды, которые назывались «вороний глаз»,  «пуговки», по возможности обирали яблони, боярышник, вишни и другие садовые растения. Причем случалось, и забираться в недозволенные места, попросту воровать еще недозрелые, но такие заманчивые плоды. Дети, жившие в деревне, добывали еду не только в качестве игры. Очень распространенной и популярной была РЫБАЛКА, когда весь улов маленького рыбака выставлялся на стол всей семье. Рыбу ловили по-разному: кто-то самодельной удочкой, кто-то садком или корзинкой.

 

Игра «Рыбалка» Мы с вами будем ловить рыбку удочками, участник, поймавший рыбку, передаёт удочку следующему и так все попробуем поймать рыбку.

 

Дети, жившие в деревне, ходили в лес по малину и по грибы, купались, когда хотели, ведь за ними никто не смотрел. Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало.

 

В футбол, конечно, тогда на улице играли редко. Не было мячей, а часто не было сил, времени, а в холодное время года и подходящей одежды (в длинном пиджаке с отцовского плеча и привязанных к ногам галошах не побегаешь). Кроме того, уже с малых лет дети помогали родителям по дому, приглядывали за младшими братьями и сестрами.

 

Дети, живущие в городе и уже ходившие в школу, играли в подвижные игры на школьных площадках, там, где они были. Конечно, они редко были заасфальтированными. Ещё девочки играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы КАМЕШКИ  не упали.

 

Игра «КАМЕШКИ»  

 

Мы вместо камешков возьмем монетки, что бы при ударе об руку вам было не больно. Выходите ко мне первые 4 участника. Кто из вас поймает монетку тыльной стороной ладони и не уронит её.

 

 

 

Если были карандаши — рисовали, летом играли в «секретики», девочки часто прыгали на СКАКАЛКАХ.

 

Соревнования на скакалках.

 

Давайте посмотрим, кто из вас дольше попрыгает на скакалочке, выходите ко мне двое желающих.

 

Слайд № 13 (Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях)

 

Ведущий: Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности не представляют. Однако, одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

 

Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и голодом, и страхом. Что такое фашизм?  – это когда на детей напускают овчарок, когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал, фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

 

Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима: «…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички».

 

Дети, находившиеся в концлагерях рассказывали: "В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал нам "кару" за то, что не было чисто в блоке. Нас раздели донага, облили холодной водой, голыми повели по улице в свой блок, после чего многие дети заболели…Когда нас пригнали в лагерь, в свой блок, там нас били палками.."

Детей закапывали живыми, душили газом в газовых камерах. Бывшая узница Саласпилса рассказывала: "В Саласпилсе детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирали по сто пятьдесят человек".

 

 

 

Слайд № 14 (уход за раненными в госпиталях)

 

Ведущий: Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

 

Игра (участвуют афганцы и дети, 2 больших стула, 2 маленьких)

 

2 команды: 1кормит с ложечки, вытирает тканевой салфеткой;

 

                    2 читает газету

                    3 приносит письмо

                    4 бинтует

 

Ведущий: Дети войны, попавшие на фронт, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами

 

Слайд № 15 (Дети: сын полка, на фронте, с автоматом, на привале)

 

Ведущий: Везет на фронт мальчика

Товарищ военный врач

Мальчик:"Мама, родная мамочка,

Не гладь меня и не плачь.

На мне военная форма

Не гладь меня при других

На мне военная форма

На мне твои сапоги.

Не плачь!

Мне уже двенадцать

Я взрослый почти:

Двоятся, двоятся, двоятся

Рельсовые пути.

В кармане моем документы

По которым я - сын полка

Прославленного, гвардейского

Проверенного в огне.

Я еду на фронт, я надеюсь

Что браунинг выдадут мне

Что я в атаке не струшу

Что время мое пришло:

Завидев меня, старухи

Охают тяжело

"Сыночек, солдатик маленький

Вот ведь настали дни."

Мама моя, мамочка! Скорее мне объясни.

Скажи, чего это ради

Они надо мной ревут?

 

Музыка («Эх, дороги»)

 

Слайд № 16 (Дети и бойцы  на привале)

 

Ведущий: Уходили на фронт дети. Сколько им было? Пятнадцать? Восемнадцать? Двадцать?

 

Сценка

 

Выходят 5 мальчиков и 2 девочки в военных формах с автоматами, гармонью, усаживаются у «костра», каждый занят своим делом: чистят ружья, пишут письма, кто-то лежит на боку, подперев рукой голову, и смотрит на костёр.

 

Ведущий: В холодные осенние вечера, в минуты затишья между боями, солдаты  и «сыны полка» отдыхали, сидя у костра, чинили себе одежду, чистили ружья, вспоминали мирное время, писали письма домой

 

Звучит мелодия "В землянке".

 

1-ый чтец

 

Ты хлопотливо бродишь по двору

Или грустишь, лишась покоя, мама?

Ты в полдень, перед сном и поутру

Всё сына ждешь с тоскою, мама?

Счастливый, я обрел бы крепкий сон

Когда бы знал, что ты здорова, мама.

И если б весть принес мне почтальон

Я ожил бы душою снова, мама.

 

2-ой чтец

 

Мама! Тебе эти строки пишу я

Тебе посылаю сыновний привет

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

 

3-ий чтец

 

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки

Застыли орудья, как стадо слонов.

И где-то по - мирному в гуще лесов

Как в детстве мне слышится голос кукушки.

 

4-ый чтец

 

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

 

5-ый чтец 1-ая девочка

 

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь,

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

 

6-ой чтец 2-ая девочка

 

 И чем бы в пути мне война не грозила

Ты, знай, я не сдамся, покуда дышу.

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

 

Ведущий: В каждом отряде находился самый весёлый, браный паренёк, который в бою не подведёт, в трудную минуту нигде не пропадёт, самый лучший запевала, чтоб душа не пропадала!

 

7-ой чтец

Ну, во-первых, для начала

Я открою вам секрет!

Жить без пищи можно сутки

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без солдатской шутки!

А частушка как снаряд

Бьёт фашистов по макушке

Помогает воевать!

А, ну! Частушки запеееееевай!

Частушки

Все вместе: За свою страну родную

Грудью встанем как один

Будь уверена подружка

Мы фашистов победим!

 

 Геббельс сам себя хвалил,

Что Москву дотла спалил.

Он спалил её раз двести.

А она стоит на месте!

 

Гитлер думал угоститься

Чая тульского напиться.

Зря, дурак, позарился-

Кипятком ошпарился!

 

1 Девочка: Ты, зенитчик, молодой

Сказки не рассказывай,

Ты мне «Хенкеля» подбей,

А потом ухаживай!

 

В ноябре собрался Гитлер

Праздновать в Москве парад

Да какой же тут парад

Унести бы ноги рад!

 

 

 

Фриц довольствие имеет

Флягу шнапса – будь здоров.

Наступает в полной форме,

Отступает без штанов!

Куры, яйца, масло, сало

Немцам вкусным кажутся

Мы им перца поддадим

Мало не покажется!

 

Мальчик: Пишет Фриц невесте Марте:

«Мы Москву захватим в марте.»

Девочка: Марта пишет ему так:

«Был дурак и есть дурак!»

 

Немцы зиму просидели

И Москву не поглядели.

Ещё лето просидят

И Берлин не поглядят!

 

2 Девочка: Это чей такой шагает?

Катя, ты не знаешь ли?

С фронта дролятвой приехал,

Хорошо встречаешь ли?

 

От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько Гитлер не храбрись,

А победа русская!

 

Все вместе: Эх, частушка, ты частушка

Слово каждое - снаряд

Бьёт фашистов по макушке

Помогает воевать!

 

Слайд № 17 (посидевшие от горя матери)

Ведущий:

Годы горькие были,

Улетели, уплыли

В невозвратные дали.

Материнское горе,

Словно горечь полыни,

Не слабеет с годами...

Уж листва слетает,

Уж дохнул мороз,

Стоит полынь седая от материнских слез.

 

Дети войны! А у каждого ребёнка - мама, отдавшая Родине дань самую бесценную: своих сыновей, вскормленных и взлелеянных для труда и любви, для радостей жизни. Чем измерить высоту материнского подвига, силу материнской самоотверженности? Они провожали на войну своих сыновей, жадно вглядывались в родные лица, такие юные, такие чистые, смотрели вслед уходящим в кровавую круговерть сыновьям, их будущему, их надежде, их опоре... И мысленно каждую минуту из долгих лет войны мать была рядом с сыном, родным своим солдатом. Отогревала, успокаивала, утешала, укрепляла его дух. Матерей, осиротевших в войну, у нас миллионы. И живут на земле матери, что не дождались с минувшей войны своих сыновей, так до конца и, не сумев поверить в их смерть. Живут, все еще надеясь на чудо. А чудо произошло на нашей земле, когда молодостью своей и жизнью их дети добыли великую Победу.

 

Русские матери!

Сколько в войну сыновей вы утратили.

В горе своем сединой убеленные,

Над обелисками низко склоненные.

Русские матери — сердцем открытые,

Как не сломились вы горем убитые.

Светлой зарею взошли над Россией,

Стали звездою ее негасимою.

В белые вьюги, в цветении смородины

Низкий поклон вам от ласковой Родины,

Вашим сынам, что стоят обелисками,

Вечная память и скорбь материнская.

 

Песня «Баллада о матери»

 

Слайд № 18 (из фильма про….)

 

Танец «Журавли» (исполняют дети подготовительных групп: 6 девочек-журавли и 6 мальчиков-солдаты)

 

Ведущий:

 

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских — седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

 

Давайте почтим минутой молчания всех тех людей, кто погиб на этой страшной войне: взрослых и детей, отвоевавших для нас Великую Победу! Они даже представить себе не могли, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве, в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены. А также почтим минутой молчания погибших 25 марта в «Зимней вишне», в мирное время взрослых и детей.

 

Слайд № 19 (священный огонь)

Звучит музыка (в исполнении Наргиз «Верните память»)

Ведущий:

Очень страшно становиться, если

Слышишь жуткое слово «война».

Над планетой, над целым миром

Тянет черные руки она.

Разве это нужно кому – то

Чтоб горели огнем города,

Чтобы дети прятались в страхе

И забыли про свет навсегда.

Я хочу, чтоб сияло солнце,

Но не только над нашей страной,

 

Чтобы дети на всей планете

Улыбались вместе со мной,

Чтобы утром они просыпались,

И увидели солнце в окне,

А не черный дым пожарищ,

Проползающий по земле.

Пусть во сне не присниться такое,

А приснится лишь мама моя

Или солнышко золотое,

День весенний, родные края.

 

Слайд № 20… (солнце, дети, мир, голубое небо)

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.

И давайте вместе споём   всем нам известную старую песенку «Пусть всегда будет солнце!»

Звучит фонограмма «Пусть всегда будет солнце!»

 

Атрибуты:

Куклы

Автоматы

Деревянные лошадки

Шаль

Гармонь

Тарелка с ложкой, салфетка тканевая

«Блинчики» из физзала

Фронтовые треугольники