Семья, как фактор воспитания ребенка.

   В наше время семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей.

Чаще всего бывает так, что ребенок проводит в семье не так много времени (детский сад, школа, кружки и секции). Но время, проведенное дома очень ценно для ребенка, ведь здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.

Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на формирование личности ребёнка очень велико, прежде всего потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды.

    В воспитательном процессе отец, мать, с одной стороны, и ребёнок — с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сыновей и дочерей, родители приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.

     Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей. Формируя личность ребёнка, очень важно помнить: насильно воспитывать нельзя.

    Ребёнок не родится ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, хоть ему свойственны индивидуальные наследственные задатки. От родителей передаются не только внешние черты — цвет глаз, волос, особенности телосложения, но и типологические особенности организма. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности — игре, труде, учёбе, спорте.

    Иногда родители жалуются на то, что их дети растут разными — один строптив, другой покладист, один спокоен, другой шаловлив. В соответствии с природным темпераментом — холерическим, флегматическим, сангвиническим, меланхолическим — дети по-разному себя ведут, своеобразно реагируют на одни и те же воздействия окружающей среды, избирательно относятся к применяемым методам воспитания. Ребёнок — неповторимая индивидуальность со своими интересами, потребностями, склонностями, и индивидуальный подход к каждому из детей относится к ведущим принципам воспитания.

   Взрослые члены семьи оказывают колоссальное воздействие на детей (ведь взрослый всегда является примером для ребенка). Периодически возникающие дискуссии родителей по вопросам воспитания всегда благотворны, если они проводятся не в присутствии детей.

  Мать — естественный воспитатель ребёнка. Её любовь, нежность, повседневная забота удовлетворяют врождённую потребность детей в эмоциональном общении, способствуя обретению чувства уверенности, защищённости, осознанию своей личностной значимости. Материнские чувства обогащают эмоциональный мир ребёнка, учат его сочувствию, сопереживанию. Дети, лишённые материнской ласки, нередко вырастают эмоционально ущербными личностями, эгоистами.

  Не менее важная роль в воспитании гармонически развитой личности ребёнка, как мальчика, так и девочки, принадлежит отцу. Он вносит в семейную жизнь не столько эмоциональное, сколько рациональное, дисциплинирующее начало, подкрепляя материнскую любовь и уступчивость твёрдостью и последовательностью требований. Сын, подражая отцу, овладевает необходимыми стереотипами мужского поведения. Дочь, общаясь с отцом, наблюдая его участие в жизни семьи, получает реальные представления о ролевом поведении мужчины, мужа. Это впоследствии скажется и в её собственной семейной жизни.

Задача семьи — подготовить растущего человека к жизни в обществе.  

Семья-это опора, которая помогает ребенку преодолевать жизненные трудности.