Православная культура

Доклад

воспитатель Кобыльская О.Ю.

Я хочу выступить перед вами с небольшим докладом по теме «Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности».

Тема эта довольно сложная, философская, но я попытаюсь вам в краткой форме объяснить понятие, суть и значение православной  педагогики, необходимость ее включение в содержание образования.

Я надеюсь, что тема эта вас заинтересует, что явится, возможно, поводом для самостоятельного познания и изучения данного направления педагогики.

И начать я хочу с эпиграфа.

«Рассуждая отвлеченно, мы все, конечно, знаем, что мир не исчерпывается тем, что нам в нем уже известно и знакомо, что познано нами, а напротив, он бесконечно шире и содержательнее всего, нам уже известного. Но на практике нашего познавательного отношения к миру и, более того, нашей общей установки к бытию мы все склонны жить в «привычном», то есть уже известном, жить так, как если бы мир им и кончился…»

Русский философ С.Л. Франк.

 

Современная отечественная педагогика развивается в трех основных направлениях.

Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у детей знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на ее корректировку в соответствии с требованиями времени.

Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно прогрессивный, подход связан с введением в образовательную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.

Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания.

Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиции, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Отметим, что православный подход к решению проблем образования и воспитания предлагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

В 17 веке в России возникло такое понятие, как «светское», которое принято рассматривать в смысле «безрелигиозное». Высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности называется секуляризацией.

Секуляризованная педагогика понимает жизнь человека как временный период, ограниченный рамками земной жизни, законченный и самоценный. Православная педагогика рассматривает бытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет воспитание на конкретную личность, которая связана ответственностью перед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций народа, частью которого она является.

Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику – это значит наполнить православным смыслом уже сложившейся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки. Воцерковить – научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством прежде всего к учению Церкви, а не только к науке. Воцерковить – это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освещать и преображать личность в Духе Истины и Любви.

Без определения смысла и цели жизни человеку невозможно не только обучаться, но и правильно жить. Православие определяет смысл жизни как Богослужение. Вся человеческая жизнь должна быть Богоугодной, а значит, Благодатной. Эта цель педагогична, она позволяет человеку ориентироваться как как в социальном мире, так и в мире природы. Каждый получает точный критерий различения добра и зла: что (приводит) является Богоугодным – то добро, что приводит к ссоре с Богом – является злом и грехом. Духовные законы – такие же законы, как и законы природы. Нарушая их, человек искажает свою жизнь, усложняет ее и делает безрадостной.

Духовная сфера жизни человека является основой содержания светского образования. Слово «светский» в своем корне имеет слово «свет». Светское образование должно освещать, а значит, и просвещать человека, позволяя ему не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений. Светское образование призвано возвысить человека до Божественной высоты, в отличии от атеистического, низводящего человека до животной самодостаточности.

Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье как социальному (институту) организму и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное.

Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления личности, являются семья, Церковь и образовательные учреждения (в нашем случае – детский сад).

Базовым элементом этой системы является семья.

В настоящее время семья практически отчуждена от воспитательно-образовательного процесса, что является одной из главных проблем современной педагогики и психологии.

Ребенок не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не только ребенка, но и его семью. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство.

Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей  есть основная цель христианского воспитания в семье.       Пусть дети опережают нас не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное – чтобы они совершили прорыв в духовной сфере бытия. Практически эта задача решается только через одухотворение, воцерковления  всего образа семейной жизни.

Но возможен ли переход наших детей на более высокий уровень в духовной сфере, если семья утратила духовное наследие предков. Что сможем мы сохранить и умножить? Что сможем передать следующему за нами поколению?..

Как близки эти тревоги наблюдениям и выводам, сделанным ещё в середине 19 века святителем Феофаном Затворником: «Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу … натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших учебных заведениях. И не глупы и не злы, но    относительно к вере и Церкви никуда не гожи. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? …»

Беда педагогики нашего времени в том и состоит, что общество целиком и бездарно растратило то, что можно назвать педагогическим потенциалом или, иначе, педагогическим самосознанием. Не стало семейного уклада, есть не семья, а только собрание отдельных людей, то, что наш философ И.А. Ильин метко назвал «рядом – жительствам ».

Один западный автор пишет: «Наши дети – не просто потерянное поколение, они рождены от потерянного поколения». А современный греческий старец Паисий Афонский утверждал, что «единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир».

«…Мы живем в очень трудное в духовном смысле время, ибо параллельно с разложением семьи идет сильнейшее раздвоение и разложение всей системы христианской культуры… кажется, нет другого пути для разрешения проблемы … воспитания, как смыкание зрелых людей … и построение всей жизни в христианских тонах…». (прот. В. Зеньковский)

Итак, наша задача в теперешнем мире ни в чем ином не выражается так ясно, как в умении посреди беспорядочного общественного движения и столкновений являть будто бы островки спокойствия, теплоты, трудолюбия, сопереживания, широкой культуры, постоянства во взглядах, намерениях и отношениях.

Именно в этом установлении вокруг себя «зоны мира и ненасилия», «зоны, свободной от разобщения и эгоистической конкуренции», в постепенном расширении дальше ее территории и границ заключен, по существу, весь подвиг и смысл как нашей христианской жизни, так и воспитания наших детей, а в конечном итоге – и судеб всего нашего мира.

Подводя итоги всему, что было сказано, попытаюсь кратко сформулировать основные положения, принципы православной педагогики. Мы не ограничиваем тему нашей работы только религиозным преподавание и воспитание, а ведем речь о построении педагогического дела в соответствии с духом православия. Итак, изложение принципов попробуем рассмотреть как ответ на вопрос, который сформулировал В.В. Зеньковский: «Что же есть в православии, что определяет его особые пути в педагогическом деле?»

1.           Православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие.

В своих рассуждениях мы основываемся на том, что человек  создан по образу Божию, то есть самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога.

Личность проявляет, раскрывает и осуществляет себя в сложной духовно-телесной природе человека. Бытие человека есть единая и неделимая жизнь природы и личности, понимание этого позволяет формулировать задачу воспитания ребенка как раскрытие его личности, но не в линиях так называемого гармонического развития естества, а в линиях его внутренней иерархичности. В человеке не только все личностно, но и личность живет всем – оттого нельзя развитие личности оторвать от физической, психической, социальной ее жизни, но необходимо учитывать, что личность есть, прежде всего, явление духовного мира.

2.     Наше единство в Церкви и через Церковь как начало благодатной соборности.

Без воцерковления не может быть настоящего православного воспитания и образования. С педагогической точки зрения наиболее важным является не только индивидуальное приобщение к благодатным силам Церкви, но и создание церковной среды, церковного быта в семье и в образовательном учреждении.

3.     Построение жизни по требованиям христианского совершенства.

Цель православного воспитания есть помощь детям в освобождении от власти греха, через благодатное восполнение, находимое в Церкви. Это помощь в раскрытии образа Божия в себе, раскрытии пути к вечной жизни, приобщении к ней уже в земной жизни. Необходимо с детства воспитывать способность к противлению злу, и не только внешнему, а особенно внутреннему, грездящемуся в нашем «я».

4.     Освоение наследия родного края.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа, уклада… В них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли… Человек, утративший доступ к духовной воде своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться в исторический песок и мусор».

По мнению философа, чтобы этого не произошло, дети должны быть богаты национальными сокровищами (язык, песня, сказки, жития святых и героев, шедевры искусства и т.д.). Мы должны воспитать в детях осознание русской земли как своей, осознание себя ответственными за эту землю, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли. Все это называется – патриотизмом. Истинный патриотизм не носит агрессивный характер, это сила, которая в Церкви именуется добролюбезной.

Завершая свое выступление, следует сказать, что содержание образования должно опираться на российскую национальную идею, которую для наших современных условий президент РАО Н.Д. Никандров сформулировал как триаду: «Православие, патриотизм, народность».

 

 

Православие и воспитание

ДОКЛАД

Я рада приветствовать вас от имени нашего дошкольного учреждения и дошкольных учреждений.

В российской педагогике (до революции, в советское время и сейчас) воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы человека, основной целью ставя перед собой – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным и т.д., то есть – нравственным человеком.

Нравственность неразрывно связана с христианством, тем более в России, где традиционно воспитание и образование было православным.

Под влиянием православной культуры складывались и семейное и общественное и государственные устройства. Поэтому  так актуально сейчас обращение к опыту православного воспитания. И, поэтому, все больше становится образовательных учреждений, выбравших в качестве приоритетного направления духовно-нравственное образование и воспитание (в том числе и дошкольных учреждений). Это значит, что общество и правительство начинают осознавать, что только на ценностях православной культуры мы можем решить все проблемы в нашем обществе (демографические, криминогенные и др.). Значит, растет потребность в обращении к духовной жизни, начиная с дошкольного возраста, в котором и происходит активное накопление нравственного опыта, приобретаются знания об окружающем мире, образовываются нравственные навыки и привычки.

 

Уже более 12 лет в нашем дошкольном образовательном учреждении №100 «Незабудка» проводится планомерная работа по духовно-нравственному воспитанию и приобщению детей к основам народной культуры. Вначале вся работа держалась только на энтузиазме педагогов, большом интересе детей и при поддержке руководства учреждения и родителей. Занимаясь этой деятельностью мы не отдавали «дань моде», а следовали как вы «зову сердца», пытаясь сами обрести чувство Истины и помочь обрести это чувство детям, помочь их нравственному самоопределению и становлению их самосознания.

Теперь, когда наше учреждение выбрано (конечно, не случайно) и включено в областной эксперимент по теме «Формирование единого образовательного пространства на этнокультурной основе», мы можем полнее и шире использовать тот богатый духовный опыт русского православия, который складывался веками. Как сказал наш президент при посещении Валаамской Пустыни: «Нет России без Православия и Православия без России».

Свою работу мы строим, руководствуясь программой «Исток», разработанной музыкальным руководителем ДОУ Насоновой Л.В. и методическими пособиями по духовно-нравственному воспитанию С. Афанасьевой «Основы Христианской культуры» и «Храм души моей» Н.А. Андриевской, также используем опыт работы, сложившийся в последние годы в нашей области и других регионах России.

Православие – основа, на которой строится вся наша работа, но учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и светский характер воспитания, мы стараемся мягко вводить православную культуру в различные виды деятельности детей: занятия, труд, игру, творчество и др. И, конечно, основными средствами для реализации данного направления нам служат веками выработанные формы наследования, сохранения и развития русского этноса – музыкально-поэтическое творчество русского народа, фольклор, народная педагогика.

В необходимости использования этих форм в современной практике дошкольного воспитания нас убеждает непреходящая ценность их педагогических и психотерапевтических возможностей. Вся культура России, как народная, так и светская (имеются ввиду лучшие плоды классической культуры), имеет определенное религиозное, христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения дело трудное и деликатное, требующее сотрудничества и единения желаний всех участников эксперимента: взрослых и детей, педагогов и родителей.

Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют (изначально), или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, но более серьезной проблемой для нас, анализируя работу за четырехлетний период, стала проблема сотрудничества с родителями, педагогическая несостоятельность семьи. Родители сейчас самоустраняются от своей функции (воспитание детей), зачастую они не способны влиять на ребенка формировать нравственную, цельную личность, неправильно строятся отношения с детьми. Состояние современной семьи характеризуется как кризисное. Проблема воспитания давно перестала быть семейной – это уже государственная проблема.

А ведь известно, что семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. И не принесет ожидаемой пользы воспитание, даваемое в образовательном учреждении, если родители не будут стараться поддерживать в семье те добрые правила жизни, которые преподаются детям педагогами.

Каким образом? Какой механизм воздействия найти на семью, которая утратила свои корни? Как возродить институт семьи и спасти нацию от вымирания? Конечно, для решения такой глобальной проблемы необходим только системный подход, сплочение общественных и религиозных организаций, образовательных учреждений и других служб.

 Наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители несут ответственность за воспитание своих детей перед Богом и обществом, т.е. ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах традиционного семейного уклада). Не просто познакомить с православной культурой и историей и пробудить к ней интерес, но помочь совершить «прорыв» в духовной сфере – помочь семье воцерквиться.

Почти все родители наших воспитанников (согласно проведенному анкетированию) считают себя православными людьми, но являются людьми плохо представляющими себе православное учение и редко посещающими Храм. Поэтому работа с родителями, с семьей, для нас стала самым слабым звеном в цепи построения воспитательно-образовательного процесса, самым трудным и одним из самых важных, без которых рухнет вся система, поскольку воспитание духовной личности ребенка возможно только совместными усилиями образовательного учреждения и семьи.

Так как родители являются обязательными участниками эксперимента, мы стараемся привлекать их к активному участию во всех формах и направлениях экспериментальной деятельности.

Православные и народные праздники мы проводим при активном участии родителей, сопровождая их выставками детского и взрослого творчества.

Проблемы духовно-нравственного воспитания поднимаются и обсуждаются не только на групповых родительских собраниях и на консультациях. Любой вопрос, любая деятельность, любая проблема освещается нами с позиции православного воспитания, православного подхода к данной проблеме.

Широко используя традиционные формы работы с семьей, мы пытаемся также апробировать и новые, которые предполагают более деятельное участие в них самих родителей: совместные учебные мероприятия (родительские семинары - собеседования на диалоговой основе, тематические семинары, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов и др.).

Большое внимание уделяем средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, фотовыставки, тематические выставки и др. Предлагаем родителям детскую и взрослую литературу духовного содержания.

В январе этого года в нашем учреждении было проведено массовое крещение детей и взрослых (родителей, педагогов), что стало для всех целым событием и незабываемым праздником. Этому предшествовала фотовыставка, ряд подготовительных бесед с родителями и статей в уголке для родителей: о крещении, выборе крестных и прочее; был приготовлен праздничный концерт, спектакль, посвященный  Рождеству Христову, а закончилось все праздничным угощением для детей. Уже традиционными стали праздники Рождества Христова, Пасхи и другие.

О результатах своей работы мы можем сказать то, что у детей появляются позитивные сдвиги в поведении, в том числе и осознание своих поступков, развивается самооценка. Дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, обретают гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, учатся жить в согласии с собой и своей совестью.

Результатами работы с семьей становится их заинтересованность проблемой духовно-нравственного воспитания, внимание к своему ребенку, забота не только о телесном здоровье, но и о душевном, тяга к духовному, к большему познанию и совершенствованию.

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.

Но для этого необходимо духовно расти и совершенствоваться и самим педагогам, участвующим в данном эксперименте.

Создание коллектива единомышленников, для которых православная культура будет нормой их жизни – задача очень трудная, но необходимая. Обрести исконные духовные ценности и тем более преподнести их детям невозможно, если мы сами не будем стремиться быть высоко-духовными, богословски грамотными и воцерковленными людьми.

В этот праздник мы хотим пожелать всем крепкой веры, надежды, любви к своему делу, друг другу и своей стране.