«Жизнь Великой княгини, Святой мученицы Елизаветы»

Музыкально-просветительский лекторий по изучению русской православной культуры

Мы живем в такое время, когда подвергается критике недавнее революционное прошлое нашей страны. Встает вопрос, насколько правильным или же ложным был путь коммунистов. Идёт тенденция к восстановлению попранных православных ценностей Великой Святой Руси. Например, сейчас разрешено поклонение Святым мощам. Мы бы хотели знать о таких событиях поподробнее, поучаствовать в них, но за 70 лет эта русская традиция была запрещена и ушла в прошлое. Мы сейчас находимся в состоянии человека, который как бы заново, слово за словом, вспоминает свою родную забытую речь.

И сегодня, в этой связи, я хочу рассказать о неординарном событии, которое произошло у нас в Прокопьевске осенью 2004 года.

В Иоанно - Предтеченскую Церковь были привезены из Иерусалима мощи Святой Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.

Многие из нас, из наших коллег ходили на поклонение мощам и рассказывали о своих светлых, незабываемых впечатлениях. В то же время желали узнать подробнее, глубже, что же такое мощи Святого.

Мощи – это тело человека или часть тела, которое после смерти не разлагается по естественным биологическим законам. Тело остается целым, со временем усыхает и становится как бы восковым. В Киево-Печерской Лавре, например, до сих пор лежат мощи Ильи Муромца. Очевидцы рассказывают, что одна ладонь его, уже усохшая за столетия, по величине равна двум мужским ладоням (такой интересный факт для нас).

Мы знаем, что в России было много святых детей, а сегодня, в частности, мы обратимся к биографии Святой Елизаветы, мощи которой были у нас в Прокопьевске. История сохранила все мельчайшие подробности её жизни, так как жила она недавно, в дореволюционный и послереволюционный период. Народ ещё при жизни называл Великую княгиню Елизавету Святой.

Судьба этой женщины, разделившей участь русских Святых новомучеников удивительна тем, что по происхождению она не россиянка. Родилась она в Германии, в большой семье герцога Дармштатского и приходилась внучкой английской королеве Виктории.

Кадры о детстве

В те времена между Дармштатом и Россией существовали традиционные связи. Часто великие князья царской фамилии, т.е. Романовы выбирали себе невест среди Гессеновского дома Дармшата. Например, тетка Елизаветы, принцесса Мария была русской императрицей, а так же родная сестра Алиса впоследствии стала русской императрицей Александрой, супругой последнего Российского императора Николая II. Принцесса Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова.

Молодая княгиня была наделена не только прекрасными душевными качествами, но и ослепительно – красивой внешностью. В высших кругах говорили, что в Европе есть две красавицы – королева Австрийская Елизавета и Великая княгиня Елизавета Романова. Вдохновленный её красотой, великий князь Константин Константинович Романов в 1884 году посвятил ей стихи.

Кадры со стихотворением

Супруг, Сергей Александрович, по своим государственным делам много путешествовал, и Елизавета Федоровна везде следовала за своим мужем. Однажды он был представителем от России в Иерусалиме на освещении Храма Святой Марии Магдалины.

Кадры о Святой Земле

Красота и присутствие особой благодати на этом Святом месте повлияли на Елизавету Федоровну, она твердо решила перейти из протестантства в православие.

Кадры письма к отцу

Когда Сергей Александрович был назначен генерал – губернатором Москвы, Елизавета Федоровна занялась широкой общественной деятельностью. Она не только организовала приемы, балы, концерты, но и деятельно участвовала в делах милосердия. Жители Москвы скоро оценили её милосердие. Она ходила по больницам, богодельням, приютам для беспризорных. Везде старалась облегчить страдания людей. Раздавала одежду, еду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

Кадры о кремлевских мастерских и помощи в японской войне

К тому времени небывалый размах в стране приобрели террористические акты, митинги, забастовки. Государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция. Террористы убивали одного государственного деятеля за другим. Убиты Столыпин, несколько министров, городовые.

В течение года Елизавета Федоровна получала анонимные письма с предупреждениями не сопровождать мужа, так как на него готовится покушение. Она же, вопреки этому, неотлучно старалась быть с ним. Но, однажды, пришло известие, что ее муж убит гранатой на площади террористом Каляевым. Она своими руками собрала останки своего мужа. И здесь, в страшном горе, проявилась необыкновенная сила и христианское мужество ее характера. Елизавета Федоровна не испытывала ненависти к убийце. На третий день после смерти мужа она пошла в тюрьму к Каляеву, желая, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Бога о прощении. Ею было подано прошение Государю о помиловании, но оно было отклонено.

С момента кончины супруга, Елизавета Федоровна не снимала траур, отдалилась от светской жизни и деятельность ее приобрела новый поворот.

Кадры о Марфо-Мариинской обители, о помощи в I Мировой войне

Отречение Николая II от престола явилось большим ударом для Елизаветы Федоровны. Она видела в какую пропасть летела Россия и горько плакала о русском народе. В одном из ее писем есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во 100 раз больше во время его страданий, а не когда он здоров. Хотелось пронести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но, Великой России, увы, больше нет!»

Кадры об аресте

За городом, на заброшенном руднике, с площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту.

Первой столкнули Елизавету Федоровну, она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не ведают, что творят!» Затем чекисты начали добивать страдальцев, бросая в шахту бревна и гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели мученики перед переходом в вечность.

Несколько месяцев спустя, армия адмирала Колчака заняла Екатеринбург. Тела страдальцев были извлечены из шахты следственными органами. В протоколе зафиксировано, что Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Иоанн упали не на дно шахты, где сразу бы разбились, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Рядом с княгиней лежали 2 неразорвавшиеся гранаты, а голова Иоанна Константиновича была перевязана апостольником (т.е. монашеским головным убором) Елизаветы Федоровны. Т.е. умирали они там долго. Елизавета Федоровна и здесь, сама изнемогая от ран, старалась облегчить страдания ближнего.

По завещанию княгини Елизаветы, просившей похоронить ее по-христиански, 8 гробов было решено перевезти в Иерусалим. Путь этот был очень тяжелый и долгий. Их везли через Китай 2,5 года. И в Харбине было замечено, что из гробов Елизаветы и Варвары выделяется ароматная жидкость; ее собирали в бутыльки, а из остальных гробов вытекала ужасная жидкость разложения, которую отирали травой.

В январе 1921 года гробы прибыли в Иерусалим. Тела всех страдальцев были в состоянии полного разложения, кроме тел Великой княгини и инокини Варвары. Князь Кудашев, опознававший убитых в Китае, вспоминает: «Великая Княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, как перед отъездом из Москвы в 18 году я прощался с нею. Только на одной стороне лица был кровоподтек от удара при падении в шахту».

Когда открывали гроб в Иерусалиме, по словам архимандрита Антония, «помещение наполнилось благоуханием, чувствовался сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи новомучениц оказались частично нетленными.

Кадры о героях

К лику святых новомучеников России Архиерейским собором Русской православной Церкви в 1992 году были причислены Великая княгиня Елизавета и монахиня Варвара.

Вот такие исторические события предшествовали всеобщему поклонению мощам Святых.