Правила игры в городки 

Битой мечусь – это глазомер, битой бью – это быстрота, битой выбиваю  - это натиск. А.В. Суворов.

Городки - старинная славянская игра, она начала свою историю в древней Руси. В основном в нее играли мужчины.

Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск, что было очень важно для воспитания будущего воина.

Со временем игра утратила свою популярность, но городошный спорт существует и существую правила, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации, которые постоянно переиздаются. Последние были приняты 6 июля 2020 года № 494. Правила были разработаны для того, чтобы официальные лица (представители команд, тренеры, спортсмены и судьи), принимающие участие в соревнованиях, обязаны в своих действиях руководствоваться настоящими Правилами. И как мы понимаем, это правила для взрослых, минимальный возраст 11 лет.

В соответствии с Всероссийским реестром видов спорта соревнования по городошному спорту проводятся в следующих спортивных дисциплинах:  

- городки классические;

- городки классические – командные соревнования;

- городки европейские;

- городки европейские – командные соревнования;

- городки финские-кюккя;

- городки финские-кюккя – командные соревнования.

 

  Сегодня мы будем говорить о городках классических – командных соревнованиях, адаптированных для дошкольников.

 

1.     Городки классические и городки

                        классические – командные соревнования

Городки классические и городки классические – командные соревнования – спортивные дисциплины вида спорта «городошный спорт», в которой игра в городки осуществляется битами.

Для игры используются 10 фигур, выстраиваемых из пяти городков (рюх), изготовленных из древесины.

Разметка площадки выполняется на игровом покрытии (утрамбованная земля, асфальт и т.д.).

2. Терминология

Городок (рюха)– цилиндр, имеющий в основании круг, изготовленные из древесины и используемые для построения фигур.

Фигура – построение из пяти городков, расположенное в «городе».

Бита – спортивный снаряд, которым выполняются броски по фигурам и городкам.

Ручка – деталь, расположенная на конце биты, которая используется для хвата рукой.

Игровое покрытие – поверхность на которой размечается «город».

«Город» – площадь в форме квадрата, в пределах которой устанавливаются фигуры.

Лицевая линия «города» – линия, входящая в площадь «города».

Боковые линии «города» – линии, расположенные перпендикулярно лицевой и задней линии.

Задняя линия «города» – линия, параллельная лицевой линии, соединяющая две боковые линии «города».

Кон – площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней линией (планкой), из пределов которой производятся броски по фигурам.

Полукон – площадь, ограниченная двумя боковыми линиями, передней линией (планкой) и (линией) планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания из фигуры хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»).

Игра – встреча между двумя командами, парами или участниками в рамках соревнований.

«Потерянный» бросок – нерезультативный бросок, выполненный с нарушением Правил, после которого положение городков восстанавливается.

Промах – нерезультативный бросок, при котором не задет ни один городок.

«Мёртвая точка» – положение городка, до которого он катился в одну сторону, а затем начал движение в обратном направлении.

3. Инвентарь. Площадка для игры. Оборудование площадки.

3.1. Городок.

Городок  имеет форму цилиндра диаметром 4-4,5 см   Длина городка – 20 см. Городки изготавливаются из древесины, могут быть покрыты лаком, но не краской и не должны иметь каких-либо полостей или инородных наполнений. Торцы городков должны быть ровными.

3.2. Бита.

Бита цельная из дерева, без металлических и других насадок. Вес биты – произвольный.  Размер биты длина 50 см, диаметр 2,5-3 см.

Для участия в соревнованиях спортсмен должен использовать две свои биты.

3.3. Городошная площадка и её оборудование.

Городошная площадка оборудуется на ровном горизонтальном участке длиной 15 метров и шириной 6 метров. Разница уровней поверхности «городов», конов и полуконов не должна превышать 5 см.    Размер «города» - 1х1 м, полукон -2-3 метра, кон 4,5-6 метра.
На игровое покрытие белой краской наносятся линии «городов» и другие линии разметки. Заднюю линию «города» рекомендуется наносить не ближе 20-25 см от заднего края игрового покрытия. Поверхность «городов»  и окружающего их игрового покрытия должна быть строго горизонтальной. Расстояние между «городами» одной площадки составляет 1-2 м.    

3.4. Городошные фигуры.

 Рекомендуемые 10 городошных фигур для дошкольников:   -«забор», «бочка», «ворота», «письмо», «часовые», «звезда»,  "пушка", "стрела", "колодец", "пулеметное гнездо".

На соревнование берутся последовательно 5 фигур: №1«забор», №2 «бочка», № 3«ворота», № 4«колодец», № 5«письмо».

 

                                                               

Описание фигур

№1«забор» -все городки ставятся вдоль передней линии города на расстоянии 15 см друг от друга. Первой ставится рюха по центру потом две по бокам.

№2 «бочка»- все городки вместе (один в середине, остальные вокруг него на расстоянии 5 см).

 № 3«ворота» - две пары городков ставят на расстоянии, равном длине городка; последний пятый, кладется на них сверху. Расстояние между первой и второй парой городков 5 см.

 № 4«колодец» - два городка кладутся параллельно друг другу на расстоянии, равном длине городка, два других  - по сторонам поверх первых, и один ставится в середине вертикально.

№ 5«письмо» - один городок ставится в центре квадрата, остальные по углам.

1-4 фигуры строятся вдоль передней линии города.

4. Правила и порядок проведения игры

 Перед соревнованиями ответственные отдают заявки, заверенные подписями родителей, врача, заведующего главному судье.

4.1. Общее построение, где главный судья сообщает сведения о командах,   и судьях и объявляет о начале игры. Участники (команды) приветствуют друг друга.

4.2. Перед началом командной игры   судья секретарь должен заполнить протокол.   Представители команд  должны поставить в протоколе свои подписи.

4.3. Жеребьевка проходит  до начала игры.

5. Игра

5.1. Игра начинается только  по свистку судьи. Игру начинают участники по жеребьевке.   

При заступе результативный бросок не защитывается. 

5.1.2. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит из города хотя бы один городок (рюха), то остальные выбивают с полукона.  

В соревновании участвует судья-ставельщик, судья на линии города, судья бросков, судья секретарь, судья на линии кона и полукона, главный судья.

·       Судья -ставельщик, отвечает за расстановку фигур в городе.

·       Судья у линии города, дает команду  свистком на начало перед каждым броском и принимает решение по выбитым и невыбитым городкам.

·       Судья на коне и полуконе отвечает следит за заступом и исходным положением, взаимодействует с судьей на линии города.

·       Судья бросков,  считает количество бросков.

·       Судья -секретарь,  фиксирует и заносит в рабочий протокол результат каждого участника и фиксирует общий результат команды.

·       Главный судья координирует ход соревнования.

5.1.3 После выхода участника на кон или полукон, убедившись в правильности постановки фигуры и в том, что бросок никому не будет угрожать, судья даёт свисток для выполнения броска.

5.1.4 Участники  команды во время выполнения бросков должны находиться справа сбоку или сзади  от своего «города» на расстоянии не менее 2 метров.

5.1.5  Если городки из-за ветра сдвинутся с места раньше, чем их коснётся бита или пролетит мимо, городки устанавливают в прежнем положении и бросок выполняется повторно.

 5. 2. Выбитый и невыбитый городок.

5.2.1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города»   в любом направлении.

5.2.2 Городок, покинувший пределы «города» и вернувшийся обратно, считается выбитым.

Городок находящийся на линии города полностью считается невыбитым.

Городок большая часть которого находится за городом считается выбитым.

5.2.3. Положение городка, остановившегося рядом с линией «города»,   судья определяет визуально по вертикальной проекции городка, глядя вдоль линии. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если они не соприкасаются, то городок считается выбитым.

5.3. Выигрыш партии и конечный результат игры.

 Партия считается выигранной, если:

-        команда выбили установленное количество фигур меньшим количеством бросков, чем соперник. При равном количестве бросков, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.

-                     команда, пара или участник равным количеством бросков выбили большее количество городков, чем соперник;

-                     При равном количестве выбитых городков установленным количеством бросков, партия считается ничейной.

6. Определение результатов соревнований

6.1. В соревнованиях на выбивание фигур определённым количеством бросков места участников определяются по наибольшему количеству выбитых городков. При равном количестве выбитых городков у нескольких участников – по наибольшему количеству фигур, выбитых одной, двумя или тремя битами и т.д.

6.2 В соревнованиях,   при ничейном счёте победитель определяется в дополнительной партии до первого преимущества, полученного одним из участников   после полного выбивания фигуры. Это преимущество выражается в количестве бросков, затраченных на выбивание фигуры.

Приложение

Техника броска биты

Техника броска биты состоит из следующих элементов:
- хват или держание биты за ручку;
- исходное положение - стойка;
- замах - отведение биты;
- разгон биты;
- выброс или финальное усиление.

Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.

Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты  направлена в сторону фигуры.

Замах
Замах  начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Выброс
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При осуществлении броска инструктором объясняется, что в финальной части броска можно переносить центр тяжести тела и переступать после броска.
При проведении замаха и выброса следует обращать особое внимание на то, чтобы дети не отводили взгляда от фигуры, по которой они бросают.