Родителям об осанке.

 

Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опор­но-двигательного аппарата (ОДА) в детском и юношеском возра­сте прежде всего следует выделить различные виды нарушений осанки, в основе которых лежит еще преходящая деформация по­звоночника и которые, по данным Петербургского детского орто­педического института им. Г. И. Турнера (1999), требуют лечения у 40% школьников старших классов.

Особой функциональной сложностью из всех структур, составляющих ОДА, обладает позвоночник. Наряду с большой крепостью и устойчи­востью — свойствами, необходимыми ему для удержания тяжести всего тела при вертикальном положении, позвоночный столб является еще и чрезвычайно подвижной осью человека, состоящей из 34 позвонков с множеством суставов, укрепленных мышечным корсетом и системой ко­ротких и длинных связок. Наиболее важными функциями системы являются крепость, устойчивость и эластичность, которые в своем сочета­нии должны сохранять основную форму туловища, неся на себе всю тя­жесть тела при его вертикальном положении.

Формирование позвоночного столба и его функциональное совер­шенствование занимает весьма длительный период в жизни ребенка и за­канчивается к 20-22 годам. К моменту рождения у ребенка в горизонталь­ном положении имеется лишь один участок с кривизной, обращенной выпуклостью кзади — это крестцово-копчиковый кифоз. Остальные фи­зиологические изгибы начинают формироваться уже после рождения ре­бенка. Приподнимание и удержание головы из положения на животе спо­собствует формированию кривизны позвоночника выпуклостью кпереди — шейного лордоза. Переход ребенка в положение сидя и сохранение этой позы способствует формированию грудного кифоза. Поясничный лордоз возникает под действием мышц, обеспечивающих сохране­ние вертикальной позы.

Для оценки качества фун­кционирования ОДА у челове­ка следует ввести понятие осанка. Под осанкой понима­ют привычную, ненапряжен­ную позу стоящего человека (С. В. Хрущев, 1977). Эта поза обеспечивается оптимальным соотношением мышечной тяги и тонуса мышц плечевого поя­са, шеи, таза, задних групп мышц бедер. Кроме этого, нормальную осанку формиру ют определяемые позвоночником положение головы, плечевого пояса и таза. Не менее важное значение в формировании пра­вильной осанки принимают мышцы, участвующие в поддержании равновесия тела, правильность дыхания, правильность располо­жения внутренних органов брюшной полости и выраженность мышц брюшного пресса. Нормальная осанка формируется к 6-7-летнему возрасту ребенка и при этом характеризуется (рис. 1):

  • прямым положением головы и позвоночника с совпадени­ем их вертикальных осей (т.е. совпадением по вертикали наиболее выступающих назад точек грудного и крестцо-во-копчикового кифозов);

  • симметричным расположением развернутых и слегка опу­щенных надплечий;

  • симметричным и одноуровневым расположение углов ло­паток, прилежащих к грудной клетке;

  • симметричным положением сосков;

  • одинаковой формой "треугольников талии", основание которых образуется опущенными руками, а стороны - ли­нией талии;

  • симметричным и одноуровневым положением гребней подвздошных костей;

  • симметричным положением ягодичных складок;

  • строго вертикальным положением остистых отростков по­звоночника;

  • плоский или умеренно выпуклый живот, совпадением ли­нии живота и линии грудной клетки;

  • одинаковой длиной нижних конечностей; правильным положением стоп.

Важную роль в обеспечении функций позвоночника и его нормального развития играет рациональное физическое воспита­ние. Оно должно обеспечивать развитие общей и силовой вынос­ливости мышц туловища и конечностей, создавая крепкий мы­шечный корсет — основу осанки. Любое отклонение от указанных выше характеристик приводит к нарушению равновесия и являет­ся причиной изменения осанки.

Освоив по данному методическому пособию три комплекса ЛФК больной может продолжить лечение далее по методике "Аз­буки ортопедии, часть 2", если назначит врач.

1. ИП — стойка, ноги врозь, палка в опущенных руках перед собой.

    1 — поднять руки вперед и вверх.

    2 — сгибая руки, опустить палку на лопатки (на уровень их углов).

    3 — Выпрямить руки, опустить палку вниз за спину.

    4— Возвращаясь в ИП, положить палку на лопатки, как и на счет 2.

    5 — поднять руки вверх.

    6 —ИП. Повторить 6-8 раз.

2. ИП — ОС, палка на лопатках.

3. присесть, широко разводя колени. 3-4 — вернуться в ИП. Спину держать прямо; приседая, пят­ки отрывать от пола. Темп медленный. Повторить 8-12 раз.

4. ИП — стоя, руки в стороны, мяч в правой руке.

1 -2 мах правой ногой вперед и одновременно под ногой пе­редать мяч в левую руку. 3-4 то же в другую сторону Повторить 4-6 раз. 5. ИП — ОС. Контроль правильной осанки 1-2 мин.

 

 

Примерный комплекс специальных упражнений

для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и

до подросткового возраста):

 

1. И.п. - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох.

2. И.п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох.

3. И.п. - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх -выдох; вернуться в и.п. - вдох..

4. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.

5. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.

6. И.п. -лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить -вдох.

7. И.п. -лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.

8. И.п. - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.

9. И.п. -лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.

10. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.

11. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

 

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.