Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) в детском и юношеском возрасте прежде всего следует выделить различные виды нарушений осанки, в основе которых лежит еще преходящая деформация позвоночника и которые, по данным Петербургского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера (1999), требуют лечения у 40% школьников старших классов.
Особой функциональной сложностью из всех структур, составляющих ОДА, обладает позвоночник. Наряду с большой крепостью и устойчивостью — свойствами, необходимыми ему для удержания тяжести всего тела при вертикальном положении, позвоночный столб является еще и чрезвычайно подвижной осью человека, состоящей из 34 позвонков с множеством суставов, укрепленных мышечным корсетом и системой коротких и длинных связок. Наиболее важными функциями системы являются крепость, устойчивость и эластичность, которые в своем сочетании должны сохранять основную форму туловища, неся на себе всю тяжесть тела при его вертикальном положении.
Формирование позвоночного столба и его функциональное совершенствование занимает весьма длительный период в жизни ребенка и заканчивается к 20-22 годам. К моменту рождения у ребенка в горизонтальном положении имеется лишь один участок с кривизной, обращенной выпуклостью кзади — это крестцово-копчиковый кифоз. Остальные физиологические изгибы начинают формироваться уже после рождения ребенка. Приподнимание и удержание головы из положения на животе способствует формированию кривизны позвоночника выпуклостью кпереди — шейного лордоза. Переход ребенка в положение сидя и сохранение этой позы способствует формированию грудного кифоза. Поясничный лордоз возникает под действием мышц, обеспечивающих сохранение вертикальной позы.
Для оценки качества функционирования ОДА у человека следует ввести понятие осанка.
Под осанкой понимают привычную, ненапряженную позу стоящего человека (С. В. Хрущев, 1977). Эта поза обеспечивается оптимальным соотношением мышечной тяги и тонуса мышц плечевого пояса, шеи, таза, задних групп мышц бедер. Кроме этого, нормальную осанку формиру ют определяемые позвоночником положение головы, плечевого пояса и таза. Не менее важное значение в формировании правильной осанки принимают мышцы, участвующие в поддержании равновесия тела, правильность дыхания, правильность расположения внутренних органов брюшной полости и выраженность мышц брюшного пресса. Нормальная осанка формируется к 6-7-летнему возрасту ребенка и при этом характеризуется (рис. 1):
прямым положением головы и позвоночника с совпадением их вертикальных осей (т.е. совпадением по вертикали наиболее выступающих назад точек грудного и крестцо-во-копчикового кифозов);
симметричным расположением развернутых и слегка опущенных надплечий;
симметричным и одноуровневым расположение углов лопаток, прилежащих к грудной клетке;
симметричным положением сосков;
одинаковой формой "треугольников талии", основание которых образуется опущенными руками, а стороны - линией талии;
симметричным и одноуровневым положением гребней подвздошных костей;
симметричным положением ягодичных складок;
строго вертикальным положением остистых отростков позвоночника;
плоский или умеренно выпуклый живот, совпадением линии живота и линии грудной клетки;
одинаковой длиной нижних конечностей; правильным положением стоп.
Важную роль в обеспечении функций позвоночника и его нормального развития играет рациональное физическое воспитание. Оно должно обеспечивать развитие общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей, создавая крепкий мышечный корсет — основу осанки. Любое отклонение от указанных выше характеристик приводит к нарушению равновесия и является причиной изменения осанки.
Освоив по данному методическому пособию три комплекса ЛФК больной может продолжить лечение далее по методике "Азбуки ортопедии, часть 2", если назначит врач.
1. ИП — стойка, ноги врозь, палка в опущенных руках перед собой.
1 — поднять руки вперед и вверх.
2 — сгибая руки, опустить палку на лопатки (на уровень их углов).
3 — Выпрямить руки, опустить палку вниз за спину.
4— Возвращаясь в ИП, положить палку на лопатки, как и на счет 2.
5 — поднять руки вверх.
6 —ИП. Повторить 6-8 раз.
2. ИП — ОС, палка на лопатках.
3. присесть, широко разводя колени. 3-4 — вернуться в ИП. Спину держать прямо; приседая, пятки отрывать от пола. Темп медленный. Повторить 8-12 раз.
4. ИП — стоя, руки в стороны, мяч в правой руке.
1 -2 мах правой ногой вперед и одновременно под ногой передать мяч в левую руку. 3-4 то же в другую сторону Повторить 4-6 раз. 5. ИП — ОС. Контроль правильной осанки 1-2 мин.
Примерный комплекс специальных упражнений
для укрепления мышц спины и пресса
(можно выполнять с 4-5 лет и
до подросткового возраста):
1. И.п. - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
2. И.п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
3. И.п. - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх -выдох; вернуться в и.п. - вдох..
4. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
5. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
6. И.п. -лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить -вдох.
7. И.п. -лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
8. И.п. - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
9. И.п. -лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
10. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
11. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.