Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях социального партнерства  с детьми, имеющими ограниченные возможности.

 

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым.

Становление личности ребенка, развитие у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. По мнению Запорожца А.В. «Те высокие духовно-нравственные,  эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны в готовом виде ребенку от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания». Поэтому наш коллектив поставил перед собой задачу создать наиболее эффективные условия для духовно-нравственного развития детей. Особое значение приобретают вопросы воспитания у дошкольников гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям

 Начиная с 1993 года, в  ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Она опирается на музыкальную программу по духовно-нравственному воспитанию «Исток», разработанную музыкальным руководителем ДОУ Л.В. Насоновой.

          В 2007-2008 учебном году принята Программа развития ДОУ до 2012 года, одним из   направлений которой явилось:  совершенствование воспитательно-образовательного процесса посредством придания ему духовного характера.  Это обусловило введение в учебный план (для детей старших и подготовительных групп) цикла занятий под общим тематическим названием. «Первые шаги в православный мир». Работа проводилась в рамках занятий по ознакомлению с природным и социальным миром 1 раз в месяц. Содержание занятий разработано воспитателем Кобыльской О.Ю. на основе методических пособий по духовно-нравственному воспитанию С. Афанасьевой «Основы Христианской культуры» и «Храм души моей» Н.А. Андриевской. Тематика  разнообразна – это и знакомство с детской Библией,  с сотворением мира,  спасителем мира и историей первых людей. Цель данной работы - помочь детям приобрести устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учиться жить в согласии с собой и своей совестью посредством чтения духовно-нравственной художественной литературы, созданной православными авторами

          Но одно дело обсудить, рассказать поделиться мыслями, (а как бы я поступил?) и совсем другое оказать реальную поддержку тем, кто в ней нуждается.

Со временем мы убедились, что духовно-нравственное воспитание дошкольников было построено однобоко,  в основном через приобретение знаний при прочтении и обсуждении литературных произведений нравственного содержания. Чтобы восполнить данное упущение,  мы решили создать  условия, при которых сильные дети учатся помогать слабым, а слабые учатся принимать эту помощь. Такой подход, по-нашему мнению, уменьшит количество времени на разъяснение значимости нравственно-ценных поступков. В рам­ках экс­пе­ри­мен­таль­ной ра­бо­ты по ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­му вос­пи­та­нию был разработан и  реа­ли­зу­ет­ся  про­ект «Цве­тик-се­ми­цве­тик», на­прав­лен­ный на взаи­мо­дей­ст­вие де­тей стар­ше­го до­шко­ль­но­го воз­рас­та  с деть­ми, имею­щи­ми ог­ра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти.

В нашем городе около 1000 детей инвалидов из них 314 детей дошкольного возраста. Многие  закрыты для общества, их жизнь проходит в стенах своей квартиры, в ограниченном круге общения, из-за чего с возрастом появляется психологический комплекс неполноценности и они становятся полностью зависимыми от родителей. Только 51 ребенок (16%) посещает дошкольные учреждения. В крупных городах России существуют центры, где обучаются дошколята с отклонениями и особенностями физического и психического  развития и дошкольные учреждения для детей с проблемами в развитии с нормально развивающимися сверстниками. В нашем городе такого опыта работы не существует, но данная деятельность востребована и необходима.

Реа­би­ли­та­ци­он­ный цен­тр «Ра­ду­га», оказывающий физическую и психологическую реабилитацию не в состоянии оказать помощь всем желающим детям, а так же решить проблему социальной адаптации детей.. Здоровые дети, посещающие наше дошкольное учреждение получают полный комплекс оздоровительных, образовательных и культурно-развлекательных услуг, а главное общение со сверстниками. Мы поддерживаем высказывание врача, психолога, педолога и педагога В.П. Кащенко о том, что «…правильным должно быть, очевидно, принят такой выход, когда слепой или глухонемой ребенок, обучающийся в специальной школе, остальное время дня имеет возможность проводить в коллективе нормальных детей». Есть правило нормального социального и духовно-нравственного развития: «Сильные должны помогать слабым». Важным для наших воспитанников является формирование способности контактировать с другими детьми, внимательно относится к чужим возможностям и потребностям и уметь взаимодействовать в группе. Сотрудничество должно приносить пользу как детям с ограниченными возможностями, так и здоровым детям Направленность педагогического процесса на формирование гуманных чувств и отношений способствует постепенному осознанию ребенком личностной значимости поступков, соответствующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним, становится стремление проявить сочувствие к сверстнику, испытывающему эмо­цио­наль­ный и фи­зи­че­ский дис­ком­форт. Здоровые дети выступают в роли помощника, друга, организатора, руководителя совместной деятельности для больного ребенка. Естественное духовно-нравственное развитие и развитие социальных навыков активизирует когнитивные процессы. Демонстрируя упражнения, объясняя и отвечая на вопросы, ребенок сам лучше закрепляет или усваивает изучаемый материал. Поскольку процесс овладения знаниями проходит посредством коммуникации между детьми, то подобное взаимодействие детей различного уровня развития непосредственно стимулирует языковое  развитие. Такие отношения во время совместной деятельности, лишенные нормативной оценки ребенка и соревновательной ситуации, исключают проявление у детей чувства превосходства или неполноценности, что в свою очередь, ведет к созданию здоровых отношений в обществе.

             В со­дер­жа­ние ра­бо­ты вхо­дят: со­вме­ст­ные иг­ры, за­ня­тия  де­тей, по­се­ще­ние деть­ми с особенностями в развитии, празд­ни­ков, раз­вле­че­ний, по­каз кон­цер­тов, спек­так­лей деть­ми ДОУ и т.д. 

           Традиционными стали встречи с детьми МУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

1.     прощание с елкой

2.     празднование праздников календарного годового круга

3.     конкурсы чтецов, посвященные дружбе, дню смеха

4.     посещение оздоровительного центра

5.     недели добра

6.     посещение занятий по музыкотерапии

 

Анализируя   результаты совместной работы с Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями, мы не можем показать процент сформированности в наших детях  доброты, сочувствия, заботы, милосердия. Но однозначно говорим, что изменения в отношениях и поведении детей  очевидны. Они поражают нас взрослых своей способностью к сопереживанию.

 Во время  встреч воспитанники нашего детского сада,  с подкупающей искренностью, желают выздоровления детям из реабилитационного центра,  говорят, что когда станут взрослыми, они будут  учёными, врачами и обязательно найдут лекарство, смогут   «вылечить ручки и ножки» у больных детей. А пока с желанием играют друг с другом, приглашают в гости не испытывая ни малейших проблем в общении.

Воспитанники показывают позитивную динамику усвоения нравственных представлений, и достаточно часто самостоятельно, не под «нажимом взрослых», а по собственному желанию, поступают нравственно.  

     

2010 год Парфенова Н.П., старший воспитатель.