КАК НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ РЕБЕНКА

«Еще десять великих и обязательных "не"»

 

1. Не искать в каждой болезни ребенка чью-то, в том числе и свою, вину. Не на каждую бе­ду есть вина. В мире есть бездна тайных причин, в мире есть случай. Даже при правильнейшем образе жизни и прекрасной наследственности некоторые болезни практически неизбежны. Не все знает наука, не все может медицина. Будем мужественны и, насколько возможно, спокойны.

 

2. Не укладывать насильно в постель, если ре­бенок бодр и активен, даже при повышенной температуре; и не лишать возможности играть и развлекаться, а при незаразности заболева­ния — общаться со сверстниками. Это — вредная перестраховка.

 

3. Не кутать; здоров ли ребенок или болеет, ни в коем случае не закупоривать и не перегре­вать помещение — вредная перестраховка.

 

4. Не кормить насильно и не навязыватьеду.

 

5. Не пичкать лекарствами. Любое лекарство— только по предписанию врача. Никаких ле­карств «на всякий случай»!—вреднейшая перестраховка.

 

6. Не стесняться в вызове врача к ребенку.

 

Такая перестраховка не повредит. Но и не вы­зывать без очевидного повода (и в необходимой перестраховке соблюдать меру и такт...). Если приходится показывать ребенка многим врачам (чем меньше, тем лучше) и диагнозы и рекомен­дации не совпадают, то необходимо решиться сделать выбор в пользу какого-то одного и сле­довать его предписаниям. В медицине, как в ар­мии, необходимо единоначалие или, во всяком случае, согласованность действий различных начальств. Ни в коем случае не устраивать на свой страх и риск «коктейли» из разных рецеп­тов! Лучше меньше да лучше. Перелечить так же страшно, как недолечить.

 

7. Не таскать ребенка без явной надобности (нарастающее ухудшение состояния) по различ­ным обследованиям. Тоже перестраховка, могу­щая принести вред. Но остережемся и недостраховки!

 

8. Не создавать в доме обстановки тревожного ожидания всевозможных болезней. Ребенок до­верчив, ребенок внушаем! При всей кажущейся беспечности и невнимательности ловит каждое слово, реагирует на малейшие изменения настро­ения, бессознательно «заражается» ими. Многое воспринимает преувеличенно, искаженно, впада­ет в фантазии. И физически, и психически легко делается таким, каким его воспринимают; чего от него ждут, в чем уверены — таким, с большой вероятностью, и становится. Если вы постоянно тревожитесь о его здоровье, если ждете болез­ней и только болезней, то ваш настрой может, путем бессознательного внушения, превратиться в его трудно излечимый невроз и действительно породить уйму недугов, которых могло и не быть. Излишняя тревожность опасней беспечно­сти.

 

9. Не приставать с расспросами относительно самочувствия, стараться вообще не спрашивать, наблюдать исподволь, незаметно для ребенка. Не забудем: всякий вопрос (как и всякий взгляд, вздох, движение) есть прямое или кос­венное внушение.

 

10. Не ублажать сверх обычного во время бо­лезни. Следить за тем, чтобы ребенок не полу­чил впечатления, что болеть выгодно: это чрева­то и порчей характера, и многими дополнитель­ными болезнями. Похвалы, ласки, подарки, все внешние проявления внимания и заботы — лишь в степени, необходимой для поддержания спокойствия и уверенности в выздоровлении. Не отменять те обязанности, которые ребенок мо­жет выполнить по состоянию — то есть без пе­ренапряжения и вреда для здоровья (уроки, уборка комнаты, если, например, отсиживается дома после нетяжелого гриппа).