В современном мире, со стремительным ритмом жизни, сложно найти свободное время, а вот как, использовать имеющееся более рационально, с пользой для себя и своего ребенка мы поговорим сегодня.
Всем нам известно, что ораторами не рождаются. И, чтобы Ваш ребенок научился говорить красиво и правильно не стоит пускать это дело на самотек.
Работа логопеда, ограничивается временными рамками занятий, и только у вас, у родителей есть возможность закреплять формируемые навыки в процессе живого повседневного общения со своим малышом.
Чтобы речь лилась легко и плавно, произношение должно быть ясным и четким, с этой целью ведется работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Это очень кропотливая, требующая многократного повторения одного и того же материала, работа.
А насколько быстро и эффективно будет продвигаться эта деятельность, во многом зависит от вас, от того как вы будете регулярно и систематически выполнять задания, следовать рекомендациям логопеда.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: « Не хочет заниматься дома», «отказывается выполнять задания». Причин для такого поведения, может быть много, возможно ваш малыш просто устал от постоянной «организованности», и чтобы часть заданий превратить в интересную игру, их стоит перенести на свободное время, провести в необычном месте.
И найти это время - окажется совсем не сложно, поиграйте с ребенком, когда вы идете в гости, собираетесь или возвращаетесь из детского сада, гуляете по парку, путешествуете или просто готовите на кухне, убираетесь в квартире.
А, вспомните, как часто Вам приходится вместе с ребенком просиживать длительное время в очереди, в транспорте, долго находиться в ограниченном пространстве – в этом случае спасти от раздражения, усталости и скуки, занять ребенка с пользой помогут логопедические игры.
Вашему вниманию, предлагаю игры, которые используются на этапе автоматизации звуков. Главная цель которого – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Эти игры специально подобраны, не требуют дополнительного оснащения, оборудования, легко запоминаются и эффективны по своему воздействию на ребенка. Они способствуют развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения и делают процесс автоматизации звуков увлекательным, творческим и разнообразным.
Эти игры я советую заботливым родителям, бабушкам и дедушкам.
Игры на каждый день.
«Разведчики»
Закрой глаза и в течение 1 минуты послушай окружающие звуки, назови, что ты услышал. (это может быть речь людей, шум проезжающего транспорта, ветер, скрип, стук и специально, вами созданные звуки – хлопок, щелчок, звук порванной бумаги и т.д)
«Верни слово»
Взрослый называет слово (негромко, шепотом) – ребенок проговаривает услышанное слово громко, «возвращает» слово обратно.
«Радисты»
1 вариант. Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный карандашом, ручкой) ритм, а затем сам, по очереди со взрослым, задает «шифровку». Постепенно ритмический рисунок усложняется.
Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
«Кто дольше…»
Ребенок и родитель соревнуются в правильном и длительном произношении звука. (Обыгрывается звук, который автоматизируется на занятиях с логопедом).
Победитель отмечается каким-либо призом.
«Пальчики здороваются» Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу, одновременно сливая заданные звуки в слоги.
Например: большой палец «ш», указательный «а» - ша.
«Пианино»
Имитируя игру на пианино, ребенок проговаривает заданный слог 5 - 10 раз:
Например: РА-РА-РА-РА-РА
Или «проиграть» 5 вариантов, в заданной последовательности
Например: РА-РУ-РО-РЭ-РЫ
«Цветочек»
Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Превращалки»
Родитель предлагает «превратится» в пчелу ( тигренка, змейку) и разыгрывается небольшой сюжет.
- Ты слышал как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать так же: ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в том ЖЖЖилище, у меня сегодня день роЖЖЖдения, приходи ко мне в гости.я тебя угощу пироЖЖЖными и мороЖЖЖеным»
Такие игры , как правило, легко подхватываются ребенком, сначала он повторяет за взрослым, а затем и самостоятельно находит слова (дарит подарки) со звуком «Ж», выделяя его и подчеркивая «пчелиным» способом.
«Пропал звук»
В этой игре сказочный персонаж Звукоед , « похищает» звук из слова, а ребенок должен спасти звук – вернуть его в слово и проговорить слово правильно: …обака – собака, ли..а – лиса , абрико…- абрикос и т.д.
«Друзья»
Подобрать с ребенком слова-рифмы к любым окружающим предметам:
Задается определенный слоговой ряд, с автоматизируемым звуком, а ребенок добавляет рифмующиеся слова или предложения.
Ра – ра- ра – вот шагает детвора.
Ор – ор – ор – загорелся светофор.
«Где спрятался звук?»
В этой игре ребенку предлагается посмотреть по сторонам и найти как можно больше предметов, в названии которых «прячется» задуманный звук. Как вариант, предлагается ребенку найти звук в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
«Собери словечко»
1 вариант. Взрослый предлагает ребенку составить слово из звуков, которые он положит ему на ладошку ( О…С…А – ОСА).
2 вариант. Родитель предлагает отгадать, какое слово он задумал. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах и соединить их в слово (шишка, арбуз, рыба – шар).
«Цепочка слов»
Просим ребенка придумать и назвать слово на звук, который был последним в нашем слове, затем придумываем сами ит.д.
Нос – сок – коса – автобус – сова и т.д.
«Путаница»
В этой игре, знакомый нам Звукоед (Незнайка, мальчишка- шалунишка и т.д), напридумывал « путаниц» в предложениях, ребенку предлагается исправить ошибки.
Наташа носит шлюпку (шляпку). Дедушка играет на ложке (Гармошке).
Шишка уронила белку. Мышка ловит кошку.
Выучите стихи - «запоминалки», скороговорки, пальчиковые гимнастики - они так же помогут развлечь вашего малыша.
Обязательно похвалите ребенка за хорошо выполненное задание, за правильно сказанные слова. Расскажите, как вам было интересно играть вместе с ним.
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Верьте в силы своего ребенка!
Данные игры не заменяют специально организованных занятий по заданию логопеда, но помогут разнообразить работу по совершенствованию навыков звукопроизношения и сделать Ваше общение с ребенком полезней и интересней.