Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, а при доминировании правого - страх и печаль. «Леворукость» и «праворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминирование левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или обращаются к врачам. Лишь в последние десятилетия и в нашей стране стали осознавать, что переучивать такого ребенка на правую руку недопустимо. Когда левшу заставляют писать правой рукой, а в более раннем возрасте перекладывают в неё ложку, погремушку, карандаш, он не может задействовать левое полушарие для освоения этих навыков, так как в нём нет так называемой проекционной базы. Сама природа предназначила правое полушарие для контроля за движениями, устной и письменной речью. Грубая ломка функций, заложенных природой, коверкает не только психику ребёнка, но и задерживает у него в сравнении с правшой речевое развитие (чаще у мальчиков).
Таким образом, ничего, кроме вреда, попытки переучивания с левой руки на правую принести не могут.
Четкое предпочтение правой или левой руки формируется к 4-м, а окончательное устанавливается к 5-ти годам.
Наука пока ещё не знает, почему у одних левшей речевые функции развиваются благополучно, а у других возникают трудности в устной и письменной речи, и в формировании черт характера: появляется упрямство, негативизм, плаксивость, ранимость, что мешает процессу адаптации в саду и в школе. Но и в это же время леворукие дети - это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из пластилина, глины. Явление левшевства дал с миру многих гениев в самых разных, главным образом гуманитарных областях (Леонардо да Винчи, Микеланджело, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ч. Чаплин и др.). К равнополушарным относится М.В. Ломоносов. Да и того мастера, что в знаменитой сказке Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря прозвали Левшой.
М.К. Бурлакова призывает: «Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правила, таким же уверенным в своих способностях».
Для определения преобладающей руки ребёнка, предложите выполнить малышу задания:
Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой.
Вспомните, в возрасте одного года какой рукой чаще пользовался ребёнок (брал погремушку, ложку...)
Предложите ребёнку расчесаться, в какую руку он возьмет расчёску?
Обратите внимание в какой руке держит ручку или карандаш во время рисования.
Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесёт?
Предложите похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху.
Обратите внимание, какая рука была сверху?
Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
Предложите топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку.
Какой это будет глаз?
Если большинство заданий ребёнок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребёнком левшой:
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямства завуалировать какой-нибудь игрой.
Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя это тем. Что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за малейшие успехи и поощрять художественный вкус или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
Желательно не обучать ребёнка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
Любить его таким. Какой он есть.
Если после пятилетнего возраста вы заметили у ребёнка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.